Основоной танк Т-72

Ком­по­нов­ка тан­ка Т-72 - клас­си­че­ская, с кор­мо­вым рас­по­ло­же­ни­ем си­ло­во­го от­де­ле­ния.

От­де­ле­ние управ­ле­ния рас­по­ло­же­но в но­со­вой час­ти кор­пу­са. Оно ог­ра­ни­че­но спра­ва пра­вым то­п­лив­ным ба­ком и ба­ко­м-стел­ла­жом, сле­ва - ле­вым то­п­лив­ным ба­ком, щит­ком кон­троль­ных при­бо­ров ме­ха­ни­ка-во­ди­те­ля и ак­ку­му­ля­тор­ны­ми ба­та­рея­ми с ус­та­нов­лен­ной над ни­ми элек­тро­ап­па­ра­ту­рой, сза­ди - вра­щаю­щим­ся транс­пор­те­ром ав­то­ма­та за­ря­жа­ния.


В от­де­ле­нии управ­ле­ния на­хо­дит­ся си­де­нье ме­ха­ни­ка-во­ди­те­ля, пе­ред ко­то­рым на дни­ще кор­пу­са ус­та­нов­ле­ны ры­ча­ги управ­ле­ния, пе­да­ли сце­п­ле­ния, по­да­чи то­п­ли­ва и при­во­да стоя­ноч­но­го тор­мо­за, из­би­ра­тель пе­ре­дач с эле­мен­та­ми бло­ки­рую­ще­го уст­рой­ст­ва. В от­де­ле­нии управ­ле­ния, кро­ме то­го, на­хо­дят­ся ги­ро­по­лу­ком­пас, бал­ло­ны со сжа­тым воз­ду­хом и ап­па­ра­ту­ра воз­душ­но­го за­пус­ка дви­га­те­ля, часть бое­ком­плек­та спа­рен­но­го пу­ле­ме­та, ящик для ук­лад­ки в не­ра­бо­чем по­ло­же­нии при­бо­ра ТВНЕ-4ПА, ба­чок для пить­е­вой во­ды, то­п­ли­во­под­ка­чи­ваю­щий на­сос БЦН-1, при­бо­ры сис­те­мы за­щи­ты от ОМП и дру­гие при­бо­ры и сна­ря­же­ние.


В под­ба­шен­ном лис­те кор­пу­са над си­день­ем име­ет­ся люк ме­ха­ни­ка-во­ди­те­ля. В шах­те верх­не­го на­клон­но­го бро­не­во­го лис­та ус­та­нов­лен при­бор на­блю­де­ния ме­ха­ни­ка-во­ди­те­ля ТНПО-168 с сис­те­мой гид­ро­пнев­мо­очи­ст­ки сте­кол, а по бо­кам от не­го - две сиг­наль­ные лам­пы вы­хо­да пуш­ки за га­ба­ри­ты кор­пу­са. В дни­ще кор­пу­са за си­день­ем име­ет­ся люк за­пас­но­го вы­хо­да.


Раз­ме­щен­ный в от­де­ле­нии управ­ле­ния ме­ха­ни­к-во­ди­тель, не­смот­ря на боль­шой угол на­кло­на верх­не­го ло­бо­во­го лис­та кор­пу­са, во вре­мя боя за­ни­ма­ет по­ло­же­ние си­дя. Это обес­пе­че­но ус­та­нов­кой его си­де­нья в спе­ци­аль­ном уг­луб­ле­нии в дни­ще.


Бое­вое от­де­ле­ние рас­по­ло­же­но в сред­ней час­ти кор­пу­са тан­ка и баш­не и от­де­ле­но пе­ре­го­род­кой от си­ло­во­го от­де­ле­ния. Кон­ст­рук­ция и ком­по­нов­ка тан­ка обес­пе­чи­ва­ют пе­ре­ход чле­нов эки­па­жа из бое­во­го от­де­ле­ния в от­де­ле­ние управ­ле­ния и об­рат­но.


В баш­не ус­та­нов­ле­на 125-мм глад­ко­ст­воль­ная пуш­ка, ав­то­мат за­ря­жа­ния и при­бо­ры управ­ле­ния ог­нем. Спра­ва от пуш­ки рас­по­ло­же­но ра­бо­чее ме­сто ко­ман­ди­ра, сле­ва - на­вод­чи­ка. Спра­ва на пуш­ке ус­та­нов­лен пу­ле­мет ПКТ, а над ее люль­кой на кры­ше баш­ни на спе­ци­аль­ных крон­штей­нах - ба­зо­вая тру­ба при­це­ла-даль­но­ме­ра ТПД-2-49.


Пе­ред си­день­ем ко­ман­ди­ра и спра­ва по бор­ту баш­ни ус­та­нов­ле­ны: элек­тро­ма­шин­ный сто­пор пуш­ки; по­пол­ни­тель­ный бак вер­ти­каль­но­го на­ве­де­ния; ра­дио­стан­ция Р-123М; ап­па­рат ТПУ А-1; ап­па­рат А-4 для под­клю­че­ния на­руж­ной ро­зет­ки де­сан­та; пульт за­груз­ки ав­то­ма­та за­ря­жа­ния; кар­дан­ный при­вод ко­ман­дир­ской ба­шен­ки. У пе­ред­не­го ба­ка-стел­ла­жа на пра­вом бор­ту раз­ме­щен бал­лон сис­те­мы ППО.


В кры­ше баш­ни над си­день­ем ко­ман­ди­ра рас­по­ло­же­на ко­ман­дир­ская ба­шен­ка с лю­ком, ко­то­рый за­кры­ва­ет­ся крыш­кой, имею­щей пла­стин­ча­тый тор­си­он. В ко­ман­дир­ской ба­шен­ке ус­та­нов­ле­ны два при­бо­ра на­блю­де­ния ТНП-160 и ко­ман­дир­ский при­бор ТКН-3. На ба­шен­ке ус­та­нов­лен зе­нит­ный пу­ле­мет НСВ-12,7.


В кор­ме баш­ни рас­по­ло­жен люк для вы­бро­са под­до­нов, ме­ха­низм подъ­е­ма кас­сет, до­сы­ла­тель и эле­мен­ты при­во­да крыш­ки лю­ка вы­бро­са под­до­нов.


Пе­ред си­день­ем на­вод­чи­ка в баш­не ус­та­нов­ле­ны: при­це­л-даль­но­мер с пуль­том управ­ле­ния ав­то­ма­том за­ря­жа­ния; ноч­ной при­цел; при­бор на­блю­де­ния; подъ­ем­ный ме­ха­низм пуш­ки. Сле­ва в баш­не ус­та­нов­ле­ны: рас­пре­де­ли­тель­ный щи­ток; ин­ди­ка­тор ко­ли­че­ст­ва вы­стре­лов; ап­па­рат ТПУ А-2; ме­ха­низм по­во­ро­та баш­ни с ази­му­таль­ным ука­за­те­лем; сто­пор баш­ни; элек­тро­при­бо­ры и при­бо­ры ос­ве­ще­ния.


Люк на­вод­чи­ка за­кры­ва­ет­ся крыш­кой, в ко­то­рой име­ет­ся лю­чок для ус­та­нов­ки воз­ду­хо­пи­таю­шей тру­бы ОПВТ.


В сред­ней час­ти кор­пу­са ус­та­нов­лен вра­щаю­щий­ся транс­пор­тер ав­то­ма­та за­ря­жа­ния с ре­дук­то­ром и сто­по­ром. Под по­лом транс­пор­те­ра на дни­ще бое­во­го от­де­ле­ния ус­та­нов­ле­но вра­щаю­щее­ся кон­такт­ное уст­рой­ст­во ВКУ-330-1. У мо­тор­ной пе­ре­го­род­ки раз­ме­щен сред­ний ба­к-стел­лаж с бое­ук­лад­кой. Ме­ж­ду ним и пра­вым бор­том ус­та­нов­лен по­дог­ре­ва­тель дви­га­те­ля с ка­ло­ри­фе­ром. Над по­дог­ре­ва­те­лем раз­ме­ще­на фильт­ро­вен­ти­ля­ци­он­ная ус­та­нов­ка (ФВУ).


Кро­ме то­го, в бое­вом от­де­ле­нии рас­по­ло­жен еще це­лый ряд при­бо­ров и ме­ха­низ­мов, в том чис­ле тер­мо­дат­чи­ки и тру­бо­про­во­ды с рас­пы­ли­те­ля­ми сис­те­мы ППО.


Си­ло­вое от­де­ле­ние рас­по­ло­же­но в кор­мо­вой час­ти кор­пу­са тан­ка. Ком­по­нов­ка си­ло­во­го от­де­ле­ния вы­пол­не­на с по­пе­реч­ным раз­ме­ще­ни­ем дви­га­те­ля, сме­щен­но­го к ле­во­му бор­ту. Ме­ж­ду дви­га­те­лем и мо­тор­ной пе­ре­го­род­кой раз­ме­ще­ны: рас­ши­ри­тель­ный ба­чок сис­те­мы ох­ла­ж­де­ния; цен­тро­беж­ный мас­ля­ный фильтр; по­плав­ко­вый кла­пан рас­ши­ри­тель­но­го бач­ка сис­те­мы пи­та­ния. Ме­ж­ду пра­вым бор­том и дви­га­те­лем ус­та­нов­лен воз­ду­хо­очи­сти­тель.


Вдоль пра­во­го бор­та ус­та­нов­ле­на ги­та­ра, пе­ре­даю­щая кру­тя­щий мо­мент от дви­га­те­ля к ко­роб­кам пе­ре­дач.


На от­дель­ном по­ста­мен­те фун­да­мен­та дви­га­те­ля за­кре­п­лен стар­те­р-ге­не­ра­тор. Ко­ни­че­ский ре­дук­тор при­во­да вен­ти­ля­то­ра ус­та­нов­лен на крон­штей­не, за­кре­п­лен­ном на дни­ще тан­ка.


В спе­ци­аль­ных кар­те­рах, вва­рен­ных в кор­мо­вой час­ти кор­пу­са с ле­вой и пра­вой сто­ро­ны, ус­та­нов­ле­ны пла­не­тар­ные ко­роб­ки пе­ре­дач в сбо­ре с бор­то­вы­ми пе­ре­да­ча­ми.


На кор­мо­вом лис­те кор­пу­са рас­по­ло­жен вен­ти­ля­тор сис­те­мы ох­ла­ж­де­ния.


В си­ло­вом от­де­ле­нии ус­та­нов­ле­ны по­пол­ни­тель­ный и ос­нов­ной мас­ло­ба­ки сис­те­мы смаз­ки дви­га­те­ля, а так­же мас­ло­бак сис­те­мы смаз­ки и гид­ро­управ­ле­ния си­ло­вой пе­ре­да­чи.


Си­ло­вое от­де­ле­ние за­кры­ва­ет­ся кры­шей, со­стоя­щей из кры­ши над дви­га­те­лем и кры­ши над си­ло­вой пе­ре­да­чей.


По дни­щу кор­пу­са про­хо­дят тор­си­он­ные ва­лы под­вес­ки, а по бор­там тан­ка - тя­ги при­во­дов управ­ле­ния.


Корпус


Кор­пус тан­ка пред­став­ля­ет со­бой же­ст­кую ко­роб­ку, сва­рен­ную из ка­та­ных бро­не­вых лис­тов. Он со­сто­ит из но­со­вой час­ти, бор­тов, кор­мы, дни­ща, а так­же вен­ти­ля­тор­ной и мо­тор­ной пе­ре­го­ро­док и кры­ши над си­ло­вым от­де­ле­ни­ем.


Но­со­вая часть кор­пу­са со­сто­ит из верх­не­го и ниж­не­го на­клон­ных бро­не­вых лис­тов, сва­рен­ных ме­ж­ду со­бой, а так­же с пе­ред­ним лис­том кры­ши, бор­та­ми и дни­щем.


Верх­ний ло­бо­вой лист кор­пу­са на­кло­нен под уг­лом 68° к вер­ти­ка­ли и пред­став­ля­ет со­бой мно­го­слой­ную ком­би­ни­ро­ван­ную пре­гра­ду (сталь-стек­ло­тек­сто­ли­т­-сталь) тол­щи­ной 80+105+20 мм. При су­ще­ст­вую­щем уг­ле на­кло­на по не­ко­то­рым дан­ным она эк­ви­ва­лент­на сталь­ной бро­не­вой пли­те тол­щи­ной 500-600 мм.


К верх­не­му на­клон­но­му лис­ту при­ва­ре­ны два бук­сир­ных крю­ка с пру­жин­ны­ми за­щел­ка­ми, два крон­штей­на ог­ра­ж­де­ния фар, труб­ки для под­во­да элек­тро­про­во­дов к фа­рам и га­ба­рит­ным фо­на­рям, ско­бы для кре­п­ле­ния и ук­лад­ки бук­сир­ных тро­сов, крон­штей­ны га­ба­рит­ных фо­на­рей. На верх­нем лис­те кре­пят­ся два на­клон­ных щит­ка для за­щи­ты смот­ро­вых при­бо­ров ме­ха­ни­ка-во­ди­те­ля от по­па­да­ния на них гря­зи при дви­же­нии тан­ка. В мес­те со­еди­не­ния верх­не­го на­клон­но­го лис­та с пе­ред­ним лис­том кры­ши по оси тан­ка сде­лан вы­рез, в ко­то­рый вва­ре­на шах­та для ус­та­нов­ки при­бо­ра на­блю­де­ния ме­ха­ни­ка-во­ди­те­ля. Свер­ху шах­та за­кры­та ко­зырь­ком, при­ва­рен­ным к кор­пу­су.


К ниж­не­му бро­не­во­му лис­ту тол­щи­ной 85 мм, на­кло­нен­но­му под уг­лом 60°, при­ва­ре­ны бон­ки для ус­та­нов­ки обо­ру­до­ва­ния са­мо­ока­пы­ва­ния и мин­но­го тра­ла.


Бор­та кор­пу­са - вер­ти­каль­ные бро­не­вые лис­ты тол­щи­ной 80 мм в пе­ред­ней час­ти и 70 мм в зад­ней. В сред­ней час­ти бор­тов вва­ре­ны под­ба­шен­ные за­щит­ные план­ки для уве­ли­че­ния внут­рен­не­го объ­е­ма кор­пу­са и ус­та­нов­ки баш­ни. К бор­там и на­клон­ным лис­там но­со­вой час­ти при­ва­ре­ны крон­штей­ны кри­во­ши­пов на­прав­ляю­щих ко­лес. К ка­ж­до­му бор­ту при­ва­ре­но по три крон­штей­на под­дер­жи­ваю­щих ро­ли­ков и по два от­бой­ни­ка, пре­до­хра­няю­щих пол­ки от уда­ров гу­се­ниц, по од­но­му от­бой­ни­ку для очи­ст­ки гу­се­ниц от гря­зи и по­сто­рон­них пред­ме­тов.


К бор­там при­ва­ре­ны пол­ки, не­су­щие на се­бе на­руж­ные то­п­лив­ные ба­ки и ящи­ки с ЗИП. К пол­кам кре­пят­ся пы­ле­вые щит­ки, пе­ред­ние и зад­ние гря­зе­вые щит­ки. В зад­ней верх­ней час­ти ле­во­го бор­та вва­ре­на за­ши­та вы­пу­ск­но­го пат­руб­ка, под ко­то­рой на­хо­дит­ся пат­ру­бок для на­прав­ле­ния вы­пу­ск­ных га­зов.


Кор­ма кор­пу­са со­сто­ит из кор­мо­во­го бро­не­во­го лис­та, лис­та кор­мы ниж­не­го и кар­те­ров ко­ро­бок пе­ре­дач. В верх­ней час­ти кор­мо­во­го лис­та спра­ва и сле­ва при­ва­ре­ны труб­ки для под­во­да элек­тро­про­во­дов к га­ба­рит­ным фо­на­рям, крон­штей­ны га­ба­рит­ных фо­на­рей, крон­штей­ны лент кре­п­ле­ния брев­на са­мо­вы­тас­ки­ва­ния и крон­штей­ны кре­п­ле­ния бо­чек. В ниж­ней час­ти кор­мо­во­го лис­та при­ва­ре­ны два бук­сир­ных крю­ка с пру­жин­ны­ми за­щел­ка­ми и бон­ки для кре­п­ле­ния за­пас­ных тра­ков. В бук­сир­ных крю­ках вы­пол­не­ны сквоз­ные от­вер­стия для осу­ще­ст­в­ле­ния же­ст­кой сцеп­ки при бук­си­ров­ке тан­ка.


Кры­ша кор­пу­са со­сто­ит из пе­ред­не­го и зад­не­го бро­не­вых лис­тов и вста­вок над под­ба­шен­ны­ми за­щит­ны­ми план­ка­ми, при­ва­рен­ных к кор­пу­су, а так­же съем­ной час­ти.


Дни­ще кор­пу­са име­ет ко­ры­то­об­раз­ную фор­му и со­сто­ит из трех штам­по­ван­ных де­та­лей. Для уве­ли­че­ния же­ст­ко­сти и раз­ме­ще­ния тор­сио­нов в дни­ще вы­пол­не­ны про­доль­ные и по­пе­реч­ные вы­штам­пов­ки. В дни­ще кор­пу­са, кро­ме то­го, вва­ре­ны крон­штей­ны ба­лан­си­ров.


Пе­ре­го­род­ка, от­де­ляю­щая си­ло­вое от­де­ле­ние от бое­во­го, при­ва­ре­на к по­пе­реч­ной бал­ке, бор­там и дни­щу.


Вен­ти­ля­тор­ная пе­ре­го­род­ка вы­пол­не­на в ви­де спи­раль­но­го ко­жу­ха со съем­ны­ми пе­ред­ни­ми и бо­ко­вы­ми лис­та­ми, в ко­то­ром раз­ме­ща­ет­ся вен­ти­ля­тор сис­те­мы ох­ла­ж­де­ния. Ос­нов­ное на­зна­че­ние вен­ти­ля­тор­ной пе­ре­го­род­ки - ор­га­ни­за­ция по­то­ка воз­ду­ха к вы­ход­ным жа­лю­зи в це­лях обес­пе­че­ния за­дан­но­го рас­хо­да воз­ду­ха че­рез ра­диа­то­ры сис­те­мы ох­ла­ж­де­ния.


Для за­щи­ты бор­тов тан­ка от ку­му­ля­тив­ных средств по­ра­же­ния пред­на­зна­че­ны бор­то­вые эк­ра­ны тол­щи­ной 3 мм, вы­пол­нен­ные из алю­ми­ние­во­го спла­ва. Че­ты­ре пра­вых и че­ты­ре ле­вых бор­то­вых эк­ра­на кре­пят­ся к над­гу­се­нич­ным пол­кам и пе­ред­ним от­кид­ным щит­кам. Для со­хран­но­сти при дви­же­нии тан­ка по ле­си­стой и пе­ре­се­чен­ной ме­ст­но­сти бор­то­вые эк­ра­ны мо­гут быть ус­та­нов­ле­ны в по­ход­ное по­ло­же­ние - под­жа­ты к бо­ко­вым пы­ле­вым щит­кам. В бое­вом по­ло­же­нии они раз­во­ра­чи­ва­ют­ся впе­ред под уг­лом 60°.


Башня


Баш­ня пред­став­ля­ет со­бой фа­сон­ную от­лив­ку из бро­не­вой ста­ли, к верх­ней час­ти ко­то­рой при­ва­ре­на кры­ша, а так­же пра­вая и ле­вая го­лов­ки для за­ши­ты ба­зо­вой тру­бы при­це­ла-даль­но­ме­ра. Баш­ня име­ет мо­но­лит­ную кон­ст­рук­цию с пе­ре­мен­ной тол­щи­ной сте­нок. Тол­щи­на ло­бо­вой бро­ни в сек­то­ре ±30° (по дру­гим дан­ным - ±35°) от про­доль­ной оси тан­ка со­став­ля­ет 400-410 мм при на­кло­не 10-25°. Тол­щи­на бор­тов ко­леб­лет­ся в пре­де­лах 395-440 мм при уг­лах на­кло­на 20-25°.


В пе­ред­ней час­ти баш­ни рас­по­ло­же­на ам­бра­зу­ра для ус­та­нов­ки пуш­ки. В ам­бра­зу­ре име­ют­ся две рас­точ­ки, в ко­то­рые обой­ма­ми, на­де­ты­ми на цап­фы люль­ки, ус­та­нав­ли­ва­ет­ся пуш­ка. К бо­ко­вым по­верх­но­стям ам­бра­зу­ры при­ва­ре­ны ду­го­вые ще­ки, ко­то­рые в со­че­та­нии с про­точ­ка­ми в под­виж­ной бро­ни­ров­ке пуш­ки об­ра­зу­ют ла­би­ринт, пре­пят­ст­вую­щий про­ник­но­ве­нию внутрь баш­ни свин­цо­вых брызг (ос­кол­ков) и сни­жаю­щий воз­дей­ст­вие взрыв­ной вол­ны. Для кре­п­ле­ния на­руж­но­го за­щит­но­го чех­ла пуш­ки по бо­кам ам­бра­зу­ры при­ва­ре­ны же­лоб­ки, а ни­же ам­бра­зу­ры - же­ло­бок со слив­ным от­вер­сти­ем.


Спра­ва от ам­бра­зу­ры пуш­ки в баш­не име­ет­ся ам­бра­зу­ра для спа­рен­но­го пу­ле­ме­та. Сле­ва от ам­бра­зу­ры пуш­ки при­ва­ре­ны крон­штейн для ос­ве­ти­те­ля ноч­но­го при­це­ла и труб­ка для под­во­да элек­тро­про­во­да к не­му (толь­ко на тан­ках ран­них вы­пус­ков). В пе­ред­ней час­ти и на кор­ме баш­ни при­ва­ре­ны крю­ки для за­хва­та баш­ни тро­са­ми при ее мон­та­же и де­мон­та­же.


Пра­вее ам­бра­зу­ры пу­ле­ме­та при­ва­рен крон­штейн фа­ры и труб­ка за­щи­ты элек­тро­про­во­да. К пра­вой по­ло­ви­не кры­ши баш­ни при­ва­ре­но ос­но­ва­ние ко­ман­дир­ской ба­шен­ки.


В ле­вой по­ло­ви­не кры­ши баш­ни вва­ре­ны ос­но­ва­ние лю­ка на­вод­чи­ка, фла­нец для ус­та­нов­ки ноч­но­го при­це­ла, кор­пус для ус­та­нов­ки при­бо­ра на­блю­де­ния на­вод­чи­ка, а так­же вы­пол­не­но от­вер­стие для ус­та­нов­ки зад­ней под­вес­ки при­це­ла-даль­но­ме­ра. В верх­ней час­ти кор­мы баш­ни рас­по­ло­же­ны люк для вы­бро­са под­до­нов, от­вер­стие, в ко­то­рое вва­рен фла­нец кре­п­ле­ния ан­тен­ны, резь­бо­вое от­вер­стие для мон­та­жа ро­зет­ки свя­зи с де­сан­том, крон­штейн кре­п­ле­ния фа­ры.


Кро­ме то­го, в кор­мо­вой час­ти баш­ни при­ва­ре­ны че­ты­ре крон­штей­на для кре­п­ле­ния ящи­ка ОПВТ, два крон­штей­на для ук­лад­ки тру­бы ОПВТ и ско­бы для кре­п­ле­ния бре­зен­та. По бор­там баш­ни при­ва­ре­ны по­руч­ни для де­сан­та.


Баш­ня ус­та­нав­ли­ва­ет­ся на ша­ри­ко­вой опо­ре, верх­ний по­гон ко­то­рой со­еди­нен с дон­ным лис­том баш­ни, а ниж­ний по­гон кре­пит­ся к кры­ше кор­пу­са.


Вра­ще­ние баш­ни осу­ще­ст­в­ля­ет­ся с по­мо­щью гид­рав­ли­че­ско­го и руч­но­го ме­ха­низ­мов по­во­ро­та (МПБ). Гид­рав­ли­че­ский МПБ рас­по­ла­га­ет­ся в ле­вой пе­ред­ней час­ти кор­пу­са ма­ши­ны, руч­ной - в баш­не, сле­ва от мес­та на­вод­чи­ка.


Вооружение


В баш­не тан­ка ус­та­нов­ле­на 125-мм глад­ко­ст­воль­ная пуш­ка Д-81ТМ (2А46) и спа­рен­ный с ней 7,62-мм пу­ле­мет ПКТ, ста­би­ли­зи­ро­ван­ные в двух плос­ко­стях на­ве­де­ния.


Ствол пуш­ки со­сто­ит из тру­бы, скре­п­лен­ной в ка­мор­ной час­ти с ко­жу­хом, муф­ты, ка­зен­ни­ка и ме­ха­низ­ма про­ду­ва­ния. Ме­ха­низм про­ду­ва­ния ка­на­ла ство­ла - эжек­ци­он­но­го ти­па. Он со­сто­ит из шес­ти со­пел, ввин­чен­ных в от­вер­стия ство­ла, и ре­си­ве­ра с де­та­ля­ми кре­п­ле­ния.


За­твор пуш­ки - го­ри­зон­таль­ный кли­но­вой с по­лу­ав­то­ма­ти­кой ска­лоч­но­го ти­па.


Про­ти­во­от­кат­ные уст­рой­ст­ва со­сто­ят из гид­рав­ли­че­ско­го тор­мо­за от­ка­та и гид­ро­пнев­ма­ти­че­ско­го на­кат­ни­ка. Ци­лин­д­ры тор­мо­за от­ка­та и на­кат­ни­ка за­кре­п­ле­ны в ка­зен­ни­ке и при вы­стре­ле пе­ре­ме­ша­ют­ся вме­сте со ство­лом, а што­ки, при­кре­п­лен­ные к при­ли­ву люль­ки, ос­та­ют­ся не­под­виж­ны­ми. Нор­маль­ная дли­на от­ка­та - 270-320 мм, пре­дель­ная - 340 мм.


Даль­ность стрель­бы из пуш­ки с по­мо­щью при­це­ла-даль­но­ме­ра со­став­ля­ет: бро­не­бой­ным под­ка­ли­бер­ным и ку­му­ля­тив­ным сна­ря­да­ми - 4000 м, ос­ко­лоч­но-фу­гас­ным сна­ря­дом - 5000 м. Наи­боль­шая при­цель­ная даль­ность стрель­бы с по­мо­щью ноч­но­го при­це­ла - 800 м. Мак­си­маль­ная даль­ность стрель­бы ос­ко­лоч­но-фу­гас­ным сна­ря­дом с по­мо­щью бо­ко­во­го уров­ня - 9400 м. Даль­ность пря­мо­го вы­стре­ла при вы­со­те це­ли 2 м со­став­ля­ет: бро­не­бой­ным под­ка­ли­бер­ным сна­ря­дом - 2100, ку­му­ля­тив­ным - 960 м.


Го­ри­зон­таль­ный угол об­стре­ла из пуш­ки и спа­рен­но­го пу­ле­ме­та ра­вен 360°, угол воз­вы­ше­ния при вы­клю­чен­ном ста­би­ли­за­то­ре - + 13°47', скло­не­ния - - 6°13'. Угол воз­вы­ше­ния пуш­ки ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся тре­мя бон­ка­ми, при­ва­рен­ны­ми к бро­ни­ров­ке, а угол сни­же­ния - упо­ром, при­ва­рен­ным к кры­ше баш­ни. Бое­вая ско­ро­стрель­ность при ав­то­ма­ти­че­ском за­ря­жа­нии - до 8 выстр/мин, при руч­ном - 1-2 выстр/мин.


Стрель­ба из пуш­ки и спа­рен­но­го пу­ле­ме­та осу­ще­ст­в­ля­ет­ся с по­мо­щью мо­но­ку­ляр­но­го сте­рео­ско­пи­че­ско­го при­це­ла-даль­но­ме­ра с не­за­ви­си­мой ста­би­ли­за­ци­ей по­ля зре­ния в вер­ти­каль­ной плос­ко­сти ТПД-2-49. При­це­л-даль­но­мер по­зво­лял из­ме­рять даль­ность до це­ли в диа­па­зо­не от 1000 до 4000 м с точ­но­стью 3-5%. Для ве­де­ния стрель­бы но­чью ис­поль­зу­ет­ся элек­трон­но-оп­ти­че­ский мо­но­ку­ляр­ный пе­ри­ско­пи­че­ский ноч­ной при­цел ТПН-1-49-23. В ка­че­ст­ве ис­точ­ни­ка ин­фра­крас­но­го све­та для не­го ис­поль­зу­ет­ся ос­ве­ти­тель Л-2АГ «Луна-2» с ИК-фильт­ром. Для стрель­бы с за­кры­тых по­зи­ций ис­поль­зу­ет­ся бо­ко­вой уро­вень и ази­му­таль­ный ука­за­тель.


На ко­ман­дир­ской ба­шен­ке смон­ти­ро­ва­на зе­нит­ная ус­та­нов­ка ЗУ-72, пред­на­зна­чен­ная для стрель­бы по воз­душ­ным и на­зем­ным це­лям.


Стрель­ба по воз­душ­ным це­лям ве­дет­ся на даль­но­стях до 1500 м, по на­зем­ным - до 2000 м. Ос­нов­ны­ми эле­мен­та­ми зе­нит­ной ус­та­нов­ки яв­ля­ют­ся 12,7-мм пу­ле­мет НСВ-12,7 «Утес», люль­ка с про­ти­во­от­кат­ным уст­рой­ст­вом, зе­нит­ный при­цел К10-Т, ру­ко­ят­ки го­ри­зон­таль­но­го и вер­ти­каль­но­го на­ве­де­ния, ма­га­зин, урав­но­ве­ши­ваю­щий ме­ха­низм и т.д. На тан­ке ус­та­нов­лен пу­ле­мет с пра­вым пи­та­ни­ем. По­да­ча па­тро­нов в при­ем­ник при стрель­бе про­из­во­дит­ся из ме­тал­ли­че­ской лен­ты, уло­жен­ной в ма­га­зин. Для стрель­бы из пу­ле­ме­та НСВ-12,7 при­ме­ня­ют­ся бро­не­бой­но-за­жи­га­тель­ные па­тро­ны Б-32 и бро­не­бой­но-за­жи­га­тель­но­-трас­си­рую­щие па­тро­ны БЗТ ка­либ­ра 12,7 мм.


В тан­ке ук­ла­ды­ва­ет­ся 7,62-мм ав­то­мат АКМС, сиг­наль­ный пис­то­лет и 10 руч­ных гра­нат Ф-1.


Танк ос­на­щен двух­пло­ско­ст­ным элек­тро­гид­рав­ли­че­ским ста­би­ли­за­то­ром воо­ру­же­ния 2Э28М «Си­рень». В ком­плек­се с оп­ти­че­ским при­це­ло­м-даль­но­ме­ром ТПД-2-49 ста­би­ли­за­тор воо­ру­же­ния обес­пе­чи­ва­ет:

    - ав­то­ма­ти­че­ское удер­жа­ние пуш­ки и спа­рен­но­го с ней пу­ле­ме­та в за­дан­ном (ста­би­ли­зи­ро­ван­ном) по­ло­же­нии в вер­ти­каль­ной и го­ри­зон­таль­ной плос­ко­стях при дви­же­нии тан­ка;
    - на­ве­де­ние ста­би­ли­зи­ро­ван­ной пуш­ки и спа­рен­но­го с ней пу­ле­ме­та в вер­ти­каль­ной и го­ри­зон­таль­ной плос­ко­стях с плав­ным ре­гу­ли­ро­ва­ни­ем ско­ро­сти на­ве­де­ния;
    - на­ве­де­ние не­ста­би­ли­зи­ро­ван­ной пуш­ки в го­ри­зон­таль­ной плос­ко­сти;
    - це­ле­ука­за­ние от ко­ман­ди­ра тан­ка к на­вод­чи­ку в го­ри­зон­таль­ной плос­ко­сти;
    - ава­рий­ный по­во­рот баш­ни от ме­ха­ни­ка-во­ди­те­ля.

Ста­би­ли­за­тор обес­пе­чи­ва­ет уг­ло­вые ско­ро­сти на­ве­де­ния пуш­ки в вер­ти­каль­ной плос­ко­сти в ав­то­ма­ти­че­ском ре­жи­ме: ми­ни­маль­ная - не бо­лее 0,05 град/с, мак­си­маль­ная - не ме­нее 3,5 град/с. Ско­ро­сти го­ри­зон­таль­но­го на­ве­де­ния пуш­ки в ав­то­ма­ти­че­ском ре­жи­ме со­став­ля­ют: ми­ни­маль­ная - не бо­лее 0,07 град/с, мак­си­маль­ная - не ме­нее 6 град/с, пе­ре­бро­соч­ная - не ме­нее 18 град/с. Ско­рость по­во­ро­та баш­ни при управ­ле­нии от ко­ман­ди­ра - не ме­нее 18 град/с. Ава­рий­ный по­во­рот баш­ни от ме­ха­ни­ка-во­ди­те­ля так­же воз­мо­жен со ско­ро­стью не ме­нее 18 град/с.

Бое­ком­плект тан­ка со­сто­ит из 39 вы­стре­лов к пуш­ке Д-81ТМ, 2000 па­тро­нов к пу­ле­ме­ту ПКТ, 300 па­тро­нов к ав­то­ма­ту АКМС, 12 па­тро­нов к сиг­наль­но­му пис­то­ле­ту и 300 па­тро­нов к зе­нит­но­му пу­ле­ме­ту НСВ-12,7.

Бое­ком­плект к пуш­ке со­сто­ит из вы­стре­лов с бро­не­бой­но-под­ка­ли­бер­ны­ми, ку­му­ля­тив­ны­ми и ос­ко­лоч­но-фу­гас­ны­ми сна­ря­да­ми. Из них: 22 вы­стре­ла раз­ме­ша­ют­ся во вра­щаю­щем­ся транс­пор­те­ре ав­то­ма­та за­ря­жа­ния в лю­бом со­от­но­ше­нии; 17 - в не­ме­ха­ни­зи­ро­ван­ных ук­лад­ках в кор­пу­се и баш­не.

Вы­стрел с бро­не­бой­но-под­ка­ли­бер­ным сна­ря­дом 3БМ9 со­сто­ит из стре­ло­вид­но­го сна­ря­да с до­пол­ни­тель­ным ме­та­тель­ным за­ря­дом и гиль­зы с ос­нов­ным бое­вым за­ря­дом. Гиль­за со­сто­ит из сго­раю­ще­го кор­пу­са, за­прес­со­ван­но­го (на клею) в сталь­ной под­дон мас­сой 3,4 кг. Под­ка­ли­бер­ный сна­ряд име­ет трас­сер с вре­ме­нем го­ре­ния 2-3 с. На­чаль­ная ско­рость под­ка­ли­бер­но­го сна­ря­да - 1715 м/с, бро­не­про­би­вае­мость на даль­но­сти 2000 м - 140 мм при уг­ле встре­чи 60° от нор­ма­ли.

На­чаль­ная ско­рость ку­му­ля­тив­но­го сна­ря­да 3БК-14 - 905 м/с. Бро­не­про­би­вае­мость - 200 мм.

При стрель­бе все­ми ти­па­ми сна­ря­дов при­ме­ня­ет­ся еди­ный за­ряд 4Ж40 в гиль­зе со сго­раю­щим кор­пу­сом. Сталь­ной под­дон по­сле вы­стре­ла экс­трак­ти­ру­ет­ся из ка­мо­ры пуш­ки.

Ис­поль­зую­щий­ся на тан­ке Т-72 ав­то­мат за­ря­жа­ния (АЗ) - это элек­тро­ме­ха­ни­че­ский ком­плекс, пред­на­зна­чен­ный для ав­то­ма­ти­че­ско­го за­ря­жа­ния пуш­ки.

АЗ вклю­ча­ет в се­бя сле­дую­щие ос­нов­ные уз­лы: вра­щаю­щий­ся транс­пор­тер; ме­ха­низм подъ­е­ма кас­сет; ме­ха­низм уда­ле­ния под­до­на; до­сы­ла­тель; элек­тро­ма­шин­ный сто­пор пуш­ки; за­по­ми­наю­щее уст­рой­ст­во; пульт управ­ле­ния; пульт за­груз­ки; ин­ди­ка­тор ко­ли­че­ст­ва вы­стре­лов и т.д.

Вра­щаю­щий­ся транс­пор­тер АЗ слу­жит для раз­ме­ще­ния вы­стре­лов и по­да­чи их к ок­ну вы­да­чи. Он ус­та­нов­лен на кор­пу­се ма­ши­ны и со­сто­ит из кар­ка­са, элек­тро­ме­ха­ни­че­ско­го при­во­да, на­сти­ла, ме­ха­низ­ма за­кры­ва­ния ок­на вы­да­чи со створ­ка­ми, сто­по­ра, руч­но­го при­во­да, по­гон­но­го уст­рой­ст­ва и кас­се­ты.

Кар­кас слу­жит для раз­ме­ще­ния 22 кас­сет и пред­став­ля­ет со­бой свар­ную кон­ст­рук­цию, со­стоя­щую из на­руж­но­го и внут­рен­не­го ко­лец с крон­штей­на­ми, свя­зан­ных ме­ж­ду со­бой труб­ка­ми. Кар­кас кре­пит­ся бол­та­ми к верх­не­му по­го­ну по­гон­но­го уст­рой­ст­ва и опи­ра­ет­ся на пять опор­ных ро­ли­ков, ус­та­нов­лен­ных на дни­ще кор­пу­са.

По­гон­ное уст­рой­ст­во пред­на­зна­че­но для обес­пе­че­ния вра­ще­ния вра­щаю­ще­го­ся транс­пор­те­ра и яв­ля­ет­ся его ос­нов­ной опо­рой. Оно со­сто­ит из ста­ка­на с ша­ри­ка­ми, уло­жен­ны­ми в бе­го­вые до­рож­ки, верх­не­го по­го­на с зуб­ча­тым вен­цом и ниж­не­го по­го­на. В ста­ка­не име­ет­ся од­но от­вер­стие, а в верх­нем по­го­не - 22 от­вер­стия для фик­са­ции транс­пор­те­ра сто­по­ром. Ниж­ний по­гон не­под­виж­но за­кре­п­лен на дни­ще. Ста­кан по­вод­ко­вым уст­рой­ст­вом со­еди­нен с баш­ней. В за­сто­по­рен­ном по­ло­же­нии на­стил и ста­кан сбло­ки­ро­ва­ны с кар­ка­сом транс­пор­те­ра и вра­ща­ют­ся вме­сте с баш­ней от­но­си­тель­но ниж­не­го по­го­на, а в рас­сто­по­рен­ном - кар­кас транс­пор­те­ра вра­ща­ет­ся от­но­си­тель­но ста­ка­на на ша­ри­ках.

Элек­тро­ме­ха­ни­че­ский при­вод слу­жит для вра­ще­ния транс­пор­те­ра, раз­ме­щен на его на­сти­ле и кре­пит­ся бол­та­ми к ста­ка­ну по­гон­но­го уст­рой­ст­ва. При­вод пред­став­ля­ет со­бой че­ты­рех­сту­пен­ча­тый ре­дук­тор с ци­лин­д­ри­че­ски­ми ко­ле­са­ми внеш­не­го за­це­п­ле­ния, с пру­жин­ной пре­до­хра­ни­тель­ной муф­той и элек­тро­дви­га­те­лем. Вы­ход­ная шес­тер­ня ре­дук­то­ра на­хо­дит­ся в за­це­п­ле­нии с зуб­ча­тым вен­цом верх­не­го по­го­на, дру­гая шес­тер­ня, на­хо­дя­щая­ся на этом же ва­лу, пе­ре­да­ет вра­ще­ние на вы­ход­ной вал за­по­ми­наю­ще­го уст­рой­ст­ва, за­кре­п­лен­но­го на кор­пу­се ре­дук­то­ра.

Кас­се­та слу­жит для раз­ме­ще­ния вы­стре­ла лю­бо­го ти­па и со­сто­ит из сва­рен­ных ме­ж­ду со­бой двух труб, под­пру­жи­нен­ных за­ще­лок и ва­ли­ка от­кры­ва­ния за­ще­лок. Тру­бы вме­сте с лот­ком, рас­по­ло­жен­ным на ка­зен­ной час­ти пуш­ки, яв­ля­ют­ся на­прав­ляю­щи­ми при до­сы­ла­нии сна­ря­да и за­ря­да. За­ряд раз­ме­ща­ет­ся в верх­ней тру­бе, сна­ряд - в ниж­ней.

На­стил за­кры­ва­ет транс­пор­тер и слу­жит по­лом бое­во­го от­де­ле­ния. Он пред­став­ля­ет со­бой свар­ную кон­ст­рук­цию, со­стоя­щую из коль­ца и штам­по­ван­ных лис­тов, с ок­ном для вы­да­чи кас­сет.

Сто­пор вра­щаю­ще­го­ся транс­пор­те­ра пред­на­зна­чен для его сто­по­ре­ния от­но­си­тель­но баш­ни при по­во­ро­те на 1/22 часть ок­руж­но­сти (на один шаг), что со­от­вет­ст­ву­ет по­ло­же­нию кас­се­ты в ок­не вы­да­чи при сце­п­ле­нии ее с за­хва­том ме­ха­низ­ма подъ­е­ма кас­сет. Сто­пор обес­пе­чи­ва­ет сто­по­ре­ние кар­ка­са транс­пор­те­ра по­сле по­во­ро­та его на лю­бое чис­ло пол­ных ша­гов. Он раз­ме­щен в цен­тре по­гон­но­го уст­рой­ст­ва и кре­пит­ся внут­ри ста­ка­на.

Ме­ха­низм за­кры­ва­ния ок­на вы­да­чи пред­на­зна­чен для пре­до­хра­не­ния транс­пор­те­ра от по­па­да­ния в не­го по­сто­рон­них пред­ме­тов.

Ме­ха­низм подъ­е­ма кас­сет слу­жит для вы­во­да кас­сет на ли­нию до­сы­ла­ния или за­груз­ки и по­сле­дую­ще­го их воз­вра­та в ис­ход­ное по­ло­же­ние. Он кре­пит­ся к двум крон­штей­нам, при­ва­рен­ным к кор­мо­вой час­ти баш­ни и со­сто­ит из крон­штей­на подъ­е­ма кас­сет, за­хва­та, двух це­пей, ре­дук­то­ра, руч­но­го при­во­да, сто­пор­но­го и кон­такт­но­го уст­ройств.

Ме­ха­низм уда­ле­ния под­до­на пред­на­зна­чен для улав­ли­ва­ния экс­трак­ти­ро­ван­но­го под­до­на и уда­ле­ния его из тан­ка. Он со­сто­ит из улав­ли­ва­те­ля, при­во­да к улав­ли­ва­те­лю, упо­ра под­до­на, лю­ка вы­бро­са и при­во­да к лю­ку вы­бро­са.

До­сы­ла­тель пред­на­зна­чен для до­сы­ла­ния эле­мен­тов вы­стре­ла в ка­мо­ру пуш­ки. Он ус­та­нов­лен на дон­ном лис­те в кор­мо­вой час­ти баш­ни и со­сто­ит из ре­дук­то­ра с при­вод­ным ре­вер­сив­ным элек­тро­дви­га­те­лем, це­пи со створ­ка­ми и улит­ки. Цепь со­сто­ит из шар­нир­но за­кре­п­лен­ных ме­ж­ду со­бой внут­рен­них и на­руж­ных звень­ев, осей и ро­ли­ков. Зве­нья це­пи вы­пол­не­ны с од­но­сто­рон­ним по­во­ро­том на осях. Пе­ред­ние зве­нья зам­ко­во­го ти­па, по­это­му при вы­хо­де из кар­те­ра они об­ра­зу­ют же­ст­кий стер­жень, обес­пе­чи­ваю­щий до­сыл­ку эле­мен­тов вы­стре­ла в ка­мо­ру пуш­ки. На пер­вом зве­не це­пи шар­нир­но за­кре­п­ле­ны на осях под­пру­жи­нен­ные створ­ки с на­вул­ка­ни­зи­ро­ван­ной на ли­це­вой сто­ро­не риф­ле­ной ре­зи­ной. В ис­ход­ном по­ло­же­нии цепь фик­си­ру­ет­ся в кар­те­ре под­пру­жи­нен­ным фик­са­то­ром. При об­рат­ном хо­де она пе­ре­ма­ты­ва­ет­ся звез­доч­кой и на­прав­ля­ет­ся в улит­ку.

Элек­тро­ма­шин­ный сто­пор пуш­ки пред­на­зна­чен для на­деж­но­го удер­жа­ния пуш­ки на уг­ле за­ря­жа­ния. Он кре­пит­ся на крон­штей­не в пе­ред­ней час­ти кры­ши баш­ни с пра­вой сто­ро­ны от пуш­ки.

За­по­ми­наю­щее уст­рой­ст­во обес­пе­чи­ва­ет: ин­фор­ма­цию о со­стоя­нии за­груз­ки кас­сет вра­щаю­ще­го­ся транс­пор­те­ра; элек­три­че­скую сиг­на­ли­за­цию о под­хо­де к ок­ну вы­да­чи кас­се­ты с вы­бран­ным ти­пом вы­стре­ла (ли­бо пус­той кас­се­ты); от­мет­ку ти­па вы­стре­ла при за­груз­ке; от­мет­ку пус­той кас­се­ты при за­ря­жа­нии или раз­груз­ке.

Пульт управ­ле­ния пред­на­зна­чен для управ­ле­ния ав­то­ма­том за­ря­жа­ния. Он раз­ме­щен на ли­це­вой па­не­ли при­це­ла-даль­но­ме­ра.

Ин­ди­ка­тор ко­ли­че­ст­ва вы­стре­лов слу­жит для оп­ре­де­ле­ния ко­ли­че­ст­ва вы­стре­лов ка­ж­до­го ти­па, за­гру­жен­ных во вра­щаю­щий­ся транс­пор­тер, а так­же ко­ли­че­ст­ва пус­тых кас­сет в нем. Он за­кре­п­лен на крон­штей­не сле­ва в баш­не над ме­ха­низ­мом по­во­ро­та. В ка­че­ст­ве ин­ди­ка­то­ра ко­ли­че­ст­ва вы­стре­лов ис­поль­зу­ет­ся мил­ли­ам­пер­метр со спе­ци­аль­ной шка­лой.

Пульт за­груз­ки пред­на­зна­чен для управ­ле­ния ав­то­ма­том за­ря­жа­ния в ре­жи­ме за­груз­ки-раз­груз­ки и руч­но­го за­ря­жа­ния. Он ус­та­нов­лен спра­ва в баш­не.

Цикл ра­бо­ты АЗ в ре­жи­ме ав­то­ма­ти­че­ско­го за­ря­жа­ния при вклю­чен­ном ста­би­ли­за­то­ре воо­ру­же­ния на­чи­на­ет­ся с на­жа­тия кноп­ки «АЗ ВКЛ.» на пуль­те управ­ле­ния АЗ при за­гру­жен­ных во вра­щаю­щий­ся транс­пор­тер вы­стре­лах. При этом транс­пор­тер на­чи­на­ет вра­щать­ся. При под­хо­де кас­се­ты с вы­бран­ным ти­пом вы­стре­ла к ок­ну вы­да­чи вра­щаю­щий­ся транс­пор­тер тор­мо­зит­ся и ос­та­нав­ли­ва­ет­ся. Од­но­вре­мен­но с вра­ще­ни­ем транс­пор­те­ра пуш­ка при­во­дит­ся к уг­лу за­ря­жа­ния и сто­по­рит­ся элек­тро­ма­шин­ным сто­по­ром. В про­цес­се тор­мо­же­ния транс­пор­те­ра при за­сто­по­рен­ной пуш­ке под­ни­ма­ет­ся рам­ка. По­сле ос­та­нов­ки транс­пор­те­ра при под­ня­той (или дви­жу­щей­ся вверх) рам­ке кас­се­та с вы­стре­лом под­ни­ма­ет­ся на ли­нию до­сы­ла­ния сна­ря­да и в этом по­ло­же­нии сто­по­рит­ся. За­тем, с по­мо­щью до­сы­ла­те­ля, сна­ряд до­сы­ла­ет­ся в ка­мо­ру пуш­ки, а цепь до­сы­ла­те­ля воз­вра­ща­ет­ся в ис­ход­ное по­ло­же­ние. За­тем кас­се­та опус­ка­ет­ся и сто­по­рит­ся на ли­нии до­сы­ла­ния за­ря­да. Од­но­вре­мен­но, в кон­це до­сыл­ки сна­ря­да, от­кры­ва­ет­ся крыш­ка лю­ка вы­бро­са, вы­бра­сы­ва­ет­ся под­дон и крыш­ка лю­ка за­кры­ва­ет­ся. По­сле сто­по­ре­ния кас­се­ты за­ряд до­сы­ла­ет­ся в ка­мо­ру пуш­ки, клин за­тво­ра за­кры­ва­ет­ся, а цепь до­сы­ла­те­ля воз­вра­ща­ет­ся в ис­ход­ное по­ло­же­ние. Пус­тая кас­се­та и рам­ка воз­вра­ща­ют­ся в ниж­нее по­ло­же­ние, а пуш­ка, рас­сто­по­ри­ва­ясь, воз­вра­ща­ет­ся в со­гла­со­ван­ное по­ло­же­ние с ли­ни­ей при­це­ли­ва­ния. Цикл за­ря­жа­ния окон­чен, пуш­ка го­то­ва к про­из­вод­ст­ву вы­стре­ла.

Силовая установка

На тан­ке Т-72 ус­та­нов­лен 12-цилиндровый V-образный че­ты­рех­такт­ный мно­го­то­п­лив­ный ди­зель В-46 мощ­но­стью 780 л.с. при 2000 об/мин с жид­ко­ст­ным ох­ла­ж­де­ни­ем и при­вод­ным цен­тро­беж­ным на­гне­та­те­лем. Дви­га­тель В-46 яв­ля­ет­ся мо­ди­фи­ка­ци­ей дви­га­те­ля В-55В и от­ли­ча­ет­ся от не­го, глав­ным об­ра­зом, ус­та­нов­кой цен­тро­беж­но­го на­гне­та­те­ля и мно­го­то­п­лив­но­стью. Мас­са дви­га­те­ля - 980 кг. Дви­га­тель ус­та­нов­лен в си­ло­вом от­де­ле­нии ма­ши­ны пер­пен­ди­ку­ляр­но к ее про­доль­ной оси на фун­да­мен­те, при­ва­рен­ном к дни­щу.

Мно­го­то­п­лив­ный дви­га­тель В-46 мо­жет экс­плуа­ти­ро­вать­ся на ди­зель­ном то­п­ли­ве ма­рок ДЛ, ДЗ и ДА, бен­зи­нах А-66 и А-72 и ке­ро­си­нах Т-1, ТС-1 и Т-2. Ос­нов­ным ви­дом то­п­ли­ва яв­ля­ет­ся ди­зель­ное. Пе­ре

Бесплатный хостинг uCoz