Средний танк Т-55

Разрабатывался под обозначением «Объект 155» конструкторским бюро под руководством Л.Н. Карцева в Нижнем Тагиле. Он был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 24.05.1958 г. Серийное производство осуществлялось в Харькове, Нижнем Тагиле и Омске с 1958 по 1962 г.

В этом танке были внедрены следующие основные новшества: повышена мощность двигателя с 520 до 580 л.с., применены баки-стеллажи для увеличения запаса возимого топлива и боекомплекта, установлен воздушный компрессор для более надежного пуска двигателя, сохранения ресурса аккумуляторных батарей и исключения необходимости заменять отработанные воздушные баллоны на заряженные, введены система ПАЗ, термодымовая аппаратура ТДА, создававшая дымовую завесу за счет испарения топлива, впрыскиваемого в выхлопной коллектор, автоматическая система ППО «Роса», гидропневмоочистка смотрового прибора механика-водителя и планетарный бортовой редуктор.


Оригинальным компоновочным решением являлась установка в носовой части корпуса двух баков-стеллажей, апробированных на экспериментальном танке Т-54М. В них размещалось 18 выстрелов к пушке и 300 л топлива. Благодаря плотной компоновке удалось увеличить суммарную емкость забронированных топливных баков до 680 л, что составляло 50% общего возимого запаса топлива. Кроме того, был увеличен боекомплект пушки с 34 до 43 выстрелов.


Вооружение танка отличалось от вооружения Т-54Б отсутствием зенитного пулемета. Боекомплект пушки Д-10Т2С состоял из 43 унитарных выстрелов. Бронепробиваемость кумулятивного снаряда по вертикально расположенной броневой плите равнялась 390 мм, а подкалиберного снаряда на дальности 2000 м — 275 мм.


Броневая защита претерпела незначительные изменения за счет некоторого уменьшения толщины броневых листов кормы корпуса. Двигатель В-55 имел обогреваемый картер и оснащался масляной центрифугой, двухступенчатым воздухоочистителем ВТИ-4 и гидромуфтой привода генератора.


Танк имел систему противоатомной защиты, термодымовую аппаратуру и автоматическую систему ППО трехкратного действия с более эффективным, чем углекислота, огнетушащим составом «3,5».

Усовершенствованное оборудование для подводного вождения обеспечивало преодоление водных преград шириной до 1000 м. В трансмиссии танка использовались комбинированные двухрядные бортовые редукторы, в которых один ряд был планетарным.

Начиная с 1960 г. в конструкцию танка были введены изменения, повышающие его технические характеристики. К ним относились дублирующий гидропневматический привод управления 19-дисковым главным фрикционом, установка призменного прибора у наводчика и воздушно-жидкостная система очистки смотровых приборов механика-водителя.


В 1965 г. были введены гусеницы с РМШ, и поэтому была изменена конструкция съемных венцов ведущих колес. С 1969 г. на танке стал устанавливаться зенитный пулемет ДШКМ, а в 1974 г. был введен лазерный дальномер КДТ-1 и прицел наводчика ТШС-32ПМ.


На базе танка Т-55 выпускались командирский танк Т-55К и огнеметный танк ТО-55. Командирский танк Т-55К был принят на вооружение в 1959 г. Он состоял в серийном производстве и отличался от линейного танка установкой дополнительной коротковолновой радиостанции Р-112, бензоэлектрического агрегата, уменьшенным на 6 выстрелов боекомплектом к пушке и отсутствием курсового пулемета.


С использованием шасси танка Т-55 был создан мостоукладчик МТУ-20. Часть танков была приспособлена для работы с минным катковым тралом ПТ-55, бульдозером БТУ-55 и плавсредствами ПСТ-63. На экспериментальных танках Т-55 проводились научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по использованию управляемого вооружения, сетчатых противокумулятивных экранов на стволе пушки, газотурбинного двигателя и телевизионной аппаратуры.


Танк Т-55 и его модификация Т-55А экспортировались в 40 стран мира. Кроме того, танк Т-55 выпускался по лицензии в Чехословакии и Польше.


Средний танк Т-55А


Был создан на базе танка Т-55 в Нижнем Тагиле конструкторским бюро под руководством Карцева Л.Н. и имел обозначение «Объект 155А». Он был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 16.07.1962 г. и состоял в серийном производстве с 1963 г. по 1977 г.


Танк отличался повышенным уровнем противоатомной защиты за счет установки противорадиационных материалов снаружи и внутри обитаемых отделений, а также отсутствием курсового пулемета.


На базе Т-55А с 1962 г. выпускался командирский танк Т-55АК, отличавшийся от Т-55К усиленной противорадиационной защитой.


Опытный средний танк Т-55 с аппаратурой «Алмаз»


Создавался с целью изучения возможности применения телевидения на радиоуправляемых боевых машинах, а также для обеспечения вождения танка, ведения стрельбы и наблюдения в условиях, когда нельзя было использовать штатные оптические приборы. Он был разработан в Ленинграде в 1959 г., изготовлен в макетном исполнении, на вооружение не принимался.


В отличие от серийной машины экипаж танка состоял из трех человек, Командир размещался справа в носовой части корпуса, где были демонтированы топливные баки, боеукладка и курсовой пулемет и установлены телевизионные приборы. Такое компоновочное решение снижало характеристики подвижности и огневой мощи танка Т-55 и дальнейшего развития не получило.


Аппаратура «Алмаз» включала телевизионные приборы наблюдения и прицеливания, работавшие от автономного агрегата электропитания. В корпусе танка устанавливалась телекамера механика-водителя, два видеопросмотровых устройства, пульт дистанционного управления оператора, а в башне — телекамера прицеливания и телекамера наблюдения. Все камеры могли переключаться на любое из двух видеопросмотровых устройств, расположенных у членов экипажа.


Телевизионная аппаратура позволяла в дневных условиях вести стрельбу на дальностях до 1500 м и наблюдение из танка на расстоянии до 2500 м. Телевизионный прибор механика-водителя обеспечивал видимость местности только днем на дальности 100 м.


Опытный средний танк Т-55 с комплексной защитой


Был разработан в 1964 г. Комплексная экранная защита состояла из металлического сетчатого лобового экрана ЗЭТ-1, установленного на стволе 100-мм нарезной пушки и секционных бортовых экранов из дюралюминия. Аналогичная защита для танка Т-62 со 115-мм гладкоствольной пушкой отличалась размером внутреннего диаметра основания экрана ЗЭТ-1, крепившегося на стволе пушки.


Комплексная экранная защита устанавливалась также на танке Т-54. Она обеспечивала защиту танков от кумулятивных средств с тех направлений, куда был обращен ствол пушки.


Опытный средний танк Т-55 с аппаратурой «Уран»


Входил в комплекс из трех машин (БТР-50ПУ, УАЗ-69), оснащенных телевизионной аппаратурой. Он был создан в Ленинграде в 1958 г. и предназначался для тактической разведки поля боя, наблюдения, корректировки огня и управления войсками из мест, удаленных от передающего танка на 12—15 км.


В отличие от серийного танка Т-55 кроме передающей телевизионной аппаратуры устанавливался агрегат автономного электропитания, а боекомплект пушки, расположенный в башне, был уменьшен вдвое.


Передающая телевизионная аппаратура включала телевизионную камеру, установленную в башне и стабилизированную в вертикальной плоскости, пульт управления с видеоконтрольным устройством, систему ориентации и радиоприемник. С помощью установленной аппаратуры обеспечивалось распознавание целей на дальности 2—2,5 км.


Комплекс был изготовлен в опытном варианте, на вооружение и в производство не принимался.


Огнеметный танк ТО-55


Был создан в Харькове на заводе транспортного машиностроения имени Малышева конструкторским бюро под руководством А.А. Морозова в 1957 г. Он разрабатывался на базе танка Т-55 и имел наименование «Объект 482». На вооружение принят приказом Министра обороны СССР от 17.01.1960 г. Серийное производство танка было организовано с 1968 г.


Танк являлся дальнейшим развитием ТО-54 и отличался от него новой базой и огнеметным вооружением. Автоматический огнемет АТО-200, установленный в башне вместо спаренного пулемета, был стабилизирован вместе с пушкой в двух плоскостях наведения. По сравнению с танком ТО-54 прицельное огнеметание было возможно с места и с ходу со скорострельностью до 8 выстрелов в минуту.


Максимальная дальность огнеметания составляла 200 м. Емкость огнеметного выстрела была увеличена до 35 л, а процесс огнеметания был полностью автоматизирован. Бак для огнесмеси емкостью 460 л был размещен в носовой части корпуса вместо топливных баков-стеллажей.


Для подвода огнесмеси в башню в средней части корпуса на днище имелось вращающееся жидкостное устройство. Боекомплект танка составлял 25 выстрелов к пушке, 12 огневых выстрелов к огнемету и 750 патронов к курсовому пулемету. Остальные боевые и технические характеристики были такими же, как у танка Т-55.

Боевая масса, кг 36000
Экипаж, чел 4
Габаритные размеры
длина с пушкой вперед, мм 9000
ширина, мм 3270
высота, мм 2350
клиренс, мм 425
Вооружение: 100-мм пушка Д-10Т2С; 2х7,62-мм пулемета СГМТ
Боекомплект: 43 выстрелов; 3500 калибра 7,62-мм
Двигатель: В-54 / дизель; мощностью 580 л.с.
Скорость по шоссе, км/ч 50
Запас хода по шоссе, км 500
Преодолеваемые препятствия:
Высота стенки, м 0,8
Ширина рва, м 2,85
Глубина брода, м 1,4 (с ОВПТ - 5)

Материалы взяты с сайта  army.lv

Бесплатный хостинг uCoz