…и­ро­вать - на 2500 м.

В со­став ком­плек­са TO1-ПО2Т вхо­дят: те­п­ло­ви­зи­он­ный при­цел (ТПВ), два те­ле­мо­ни­то­ра для ко­ман­ди­ра и на­вод­чи­ка и блок управ­ле­ния.

ТПВ обес­пе­чи­ва­ет ав­то­ма­ти­че­ское сле­же­ние ли­нии ви­зи­ро­ва­ния ТК в вер­ти­каль­ной и го­ри­зон­таль­ной плос­ко­стях за ли­ни­ей ви­зи­ро­ва­ния 1Г46 в ре­жи­мах «Ос­нов­ной» и за ли­ни­ей ви­зи­ро­ва­ния ТКН-4С в ре­жи­ме «Дубль» по сиг­на­лам с дат­чи­ков уг­ла.

ТПВ име­ет три ре­жи­ма ра­бо­ты:

  • «Ос­нов­ной» - СУО управ­ля­ет на­вод­чик;
  • «Дубль» - СУО управ­ля­ет ко­ман­дир;
  • «Вы­вер­ка» - в этом ре­жи­ме осу­ще­ст­в­ля­ет­ся раз­во­рот зер­ка­ла на 4° в сто­ро­ну дуль­но­го сре­за ство­ла пуш­ки, при этом, воз­мож­но про­из­ве­сти вы­вер­ку по­ло­же­ния оси ви­зи­ро­ва­ния ТПВ с по­мо­щью кно­пок на па­не­ли управ­ле­ния, от­но­си­тель­но ин­дек­са на дуль­ном сре­зе ство­ла пуш­ки.

Кон­троль за ра­бо­той ТПВ про­из­во­дит­ся ви­зу­аль­но по ин­фор­ма­ции, вы­во­ди­мой в верх­ней и ниж­ней час­тях те­ле­мо­ни­то­ров на­вод­чи­ка и ко­ман­ди­ра. На мо­ни­то­ры вы­во­дит­ся сле­дую­щая ин­фор­ма­ция: ре­жим ра­бо­ты; ве­ли­чи­на за­ме­рен­ной даль­но­сти до це­ли; ин­ди­ка­ция раз­ре­ше­ния из­ме­ре­ния даль­но­сти и ин­ди­ка­ция раз­ре­ше­ния вы­стре­ла (оце­ни­ва­ет­ся го­тов­ность ос­нов­ных сис­тем СУО и ве­ли­чи­на ошиб­ки рас­со­гла­со­ва­ния ме­ж­ду пуш­кой и ли­ни­ей при­це­ли­ва­ния).

Управ­ле­ние ТК про­из­во­дит­ся с па­не­ли управ­ле­ния, рас­по­ло­жен­ной у на­вод­чи­ка. Сис­те­ма ста­би­ли­за­ции го­лов­но­го зер­ка­ла при­це­ла име­ет син­хрон­ную связь с дат­чи­ком по­ло­же­ния пуш­ки, дат­чи­ком рас­со­гла­со­ва­ния ли­нии ви­зи­ро­ва­ния при­це­ла 1Г46 и дат­чи­ком при­це­ла ТКН-4С по го­ри­зон­ту. Она обес­пе­чи­ва­ет в ре­жи­ме «Ос­нов­ной» и «Дубль» ста­би­ли­за­цию по­ля зре­ния и сле­же­ние за ли­ни­ей ви­зи­ро­ва­ния днев­но­го при­це­ла-даль­но­ме­ра при­бо­ра на­ве­де­ния 1Г46.

Ви­део­мо­ни­тор ко­ман­ди­ра ус­та­нов­лен с це­лью рас­ши­ре­ния его воз­мож­но­стей опе­ра­тив­но­го управ­ле­ния. Он по­зво­ля­ет ко­ман­ди­ру вес­ти на­блю­де­ние как за ме­ст­но­стью, так и за дей­ст­вия­ми на­вод­чи­ка и при не­об­хо­ди­мо­сти пе­ре­клю­чать управ­ле­ние баш­ней на свой пульт управ­ле­ния. При этом ко­ман­дир име­ет воз­мож­ность, как про­из­во­дить це­ле­ука­за­ние на­вод­чи­ку, так и вес­ти огонь са­мо­стоя­тель­но.

Вре­мя го­тов­но­сти ТПВ к ра­бо­те не пре­вы­ша­ет трех ми­нут. Его ра­бо­то­спо­соб­ность обес­пе­чи­ва­ет­ся в сле­дую­щих ус­ло­ви­ях:

  • при тем­пе­ра­ту­ре ок­ру­жаю­ще­го воз­ду­ха от -50°С до +50°С;
  • по­сле крат­ко­вре­мен­но­го пре­бы­ва­ния, че­ты­ре ча­са, при тем­пе­ра­ту­ре 60°С;
  • при влаж­но­сти воз­ду­ха 98% при тем­пе­ра­ту­ре 35°С;
  • при воз­дей­ст­вии ат­мо­сфер­ных (дождь, снег) и кон­ден­си­ро­ван­ных (ро­са, иней) осад­ков, со­ле­во­го (мор­ско­го) ту­ма­на.

Се­рий­ные Т-90А с 2004 г. ос­на­ще­ны со­вре­мен­ным те­п­ло­ви­зо­ром «Эс­са» бе­ло­рус­ской фир­мы «Пе­ленг» с фран­цуз­ской те­п­ло­ви­зи­он­ной мат­ри­цей, имею­щим пол­но­стью син­хро­ни­зи­ро­ван­ное с 1Г46 по­ле зре­ния и два ре­жи­ма мас­шта­би­ро­ва­ния. С по­яв­ле­ни­ем но­во­го те­п­ло­ви­зо­ра воз­мож­но­сти днев­но­го и ноч­но­го ка­на­ла на­вод­чи­ка срав­ня­лись: бла­го­да­ря его ин­те­гра­ции с ос­нов­ным при­це­лом воз­мо­жен точ­ный за­мер дис­тан­ции с ис­поль­зо­ва­ни­ем всех оп­ций бал­ли­сти­че­ско­го ком­пь­ю­те­ра в ноч­ных ус­ло­ви­ях, а так­же на­ве­де­ние ТУР.

При­цель­но-наб­лю­да­тель­ный ком­плекс ко­ман­ди­ра ПНК-4С обес­пе­чи­ва­ет: на­блю­де­ние ко­ман­ди­ра ма­ши­ны за ме­ст­но­стью; по­иск и об­на­ру­же­ние це­ли; це­ле­ука­за­ние и кор­рек­ти­ров­ку ог­ня; ве­де­ние днем и но­чью, с мес­та и в дви­же­нии эф­фек­тив­но­го при­цель­но­го ог­ня из пуш­ки и спа­рен­но­го с ней пу­ле­ме­та в ре­жи­ме «Дубль»; ве­де­ние при­цель­ной стрель­бы из ЗПУ по воз­душ­ным и на­зем­ным це­лям.

В со­став ПНК-4С вхо­дят:

  • при­бор ТКН-4С «Агат-С» со ста­би­ли­за­то­ром по­ля зре­ния по вер­ти­ка­ли, элек­тро­бло­ком и ги­ро­ста­би­ли­за­то­ром;
  • дат­чик по­ло­же­ния пуш­ки;
  • сис­те­ма управ­ле­ния ЗПУ 1ЭЦ29.

Ко­ман­дир­ский при­бор ТКН-4С име­ет од­но­крат­ную и мно­го­крат­ную (днев­ную и ноч­ную) оп­ти­че­ские вет­ви.

В ре­жи­ме дуб­ли­ро­ван­но­го управ­ле­ния но­чью че­рез ТКН-4С в ак­тив­ном ре­жи­ме ис­поль­зу­ют­ся ос­ве­ти­те­ли ОТШУ-1-7 КО­ЭП «Штора-1».

ТКН-4С «Агат-С» по­зво­ля­ет об­на­ру­жи­вать и иден­ти­фи­ци­ро­вать це­ли на дис­тан­ции до 0,7 км в пас­сив­ном ре­жи­ме и до 0,8 км в ак­тив­ном ре­жи­ме.

Сис­те­ма управ­ле­ния ЗПУ 1ЭЦ29 обес­пе­чи­ва­ет на­ве­де­ние зе­нит­но­го пу­ле­ме­та в ав­то­ма­ти­че­ском и по­лу­ав­то­ма­ти­че­ском ре­жи­ме с мес­та ко­ман­ди­ра тан­ка.

Тан­ки Т-90 по­след­них вы­пус­ков ста­ли ос­на­щать­ся те­ле­ви­зи­он­ной сис­те­мой зад­не­го об­зо­ра. Та­кая сис­те­ма на оте­че­ст­вен­ных тан­ках ус­та­нов­ле­на впер­вые. Она пред­на­зна­че­на для ве­де­ния на­блю­де­ния в сто­ро­ну зад­ней по­лу­сфе­ры тан­ка с це­лью пре­ду­пре­ж­де­ния ог­ня по тан­ку лег­ки­ми про­ти­во­тан­ко­вы­ми сред­ст­ва­ми, а так­же для обес­пе­че­ния воз­мож­но­сти дви­же­ния зад­ним хо­дом без вы­хо­да эки­па­жа из ма­ши­ны.

Ком­плекс управ­ле­ния ог­нем 1А45Т «Ир­тыш» в со­че­та­нии с ав­то­ма­том за­ря­жа­ния обес­пе­чи­ва­ет эки­па­жу тан­ка Т-90 бое­вую ско­ро­стрель­ность до 8 вы­стре­лов в ми­ну­ту.

До­пол­ни­тель­ный при­бо­ры при­це­ли­ва­ния и на­ве­де­ния

К до­пол­ни­тель­ным при­бо­рам при­це­ли­ва­ния и на­блю­де­ния тан­ка Т-90 от­но­сят­ся: при­цел ПЗУ-7, приз­мен­ные при­бо­ры на­блю­де­ния чле­нов эки­па­жа и при­бо­ры стрель­бы с за­кры­тых ог­не­вых по­зи­ций (ЗОП) и по­лу­пря­мой на­вод­кой.

При­цел ПЗУ-7 пред­став­ля­ет со­бой мо­но­ку­ляр­ный пе­ри­ско­пи­че­ский при­бор. Он обес­пе­чи­ва­ет ве­де­ние при­цель­ной стрель­бы из зе­нит­но­го пу­ле­ме­та по воз­душ­ным и на­зем­ным це­лям. При­цел с по­мо­щью тя­ги свя­зан с при­во­дом вер­ти­каль­но­го на­ве­де­ния. Сле­ва от оку­ляр­ной час­ти при­це­ла к под­виж­но­му по­го­ну ко­ман­дир­ской ба­шен­ки кре­пит­ся пульт при­це­ла, имею­щий вы­клю­ча­те­ли под­свет­ки и обог­ре­ва за­щит­но­го стек­ла и оку­ля­ра, а так­же ру­ко­ят­ку ре­гу­ли­ров­ки под­свет­ки сет­ки при­це­ла.

Для стрель­бы с ЗОП и по­лу­пря­мой на­вод­кой, как и на всех оте­че­ст­вен­ных тан­ках ис­поль­зу­ют­ся ази­му­таль­ный ука­за­тель и бо­ко­вой уро­вень.

До­пол­ни­тель­ные при­во­ды

Для на­ве­де­ния пуш­ки и спа­рен­но­го пу­ле­ме­та, а так­же ЗПУ в ава­рий­ных ре­жи­мах мож­но ис­поль­зо­вать до­пол­ни­тель­ные при­во­ды на­ве­де­ния. К ним от­но­сят­ся руч­ные при­во­ды пуш­ки и баш­ни, для на­ве­де­ния ЗПУ - ме­ха­ни­че­ский при­вод в вер­ти­каль­ной плос­ко­сти. Для на­ве­де­ния ЗПУ по го­ри­зон­та­ли в ава­рий­ном ре­жи­ме ис­поль­зу­ет­ся мус­куль­ная си­ла ко­ман­ди­ра, на­ве­де­ние он осу­ще­ст­в­ля­ет пу­тем по­во­ро­та всей ко­ман­дир­ской ба­шен­ки вме­сте со смон­ти­ро­ван­ной на ней ЗПУ.

Ком­плекс управ­ляе­мо­го воо­ру­же­ния 9К119 «Реф­лекс»

Для по­вы­ше­ния даль­но­сти эф­фек­тив­ной стрель­бы (до 5000 м) из тан­ка Т-90 в его ком­плекс воо­ру­же­ния ин­тег­ри­ро­ван ком­плекс управ­ляе­мо­го воо­ру­же­ния (КУВ) 9К119 «Реф­лекс». В нем реа­ли­зо­ва­на по­ме­хо­за­щи­щен­ная по­лу­ав­то­ма­ти­че­ская сис­те­ма управ­ле­ния с те­ле­ори­ен­ти­ро­ва­ни­ем ра­ке­ты в ла­зер­ном лу­че. Ком­плекс по­зво­ля­ет вес­ти эф­фек­тив­ную стрель­бу с мес­та и в дви­же­нии, со ско­ро­стью тан­ка до 30 км/ч по не­под­виж­ным и дви­жу­щим­ся со ско­ро­стя­ми до 70 км/ч це­лям, а так­же стрель­бу по ма­ло­раз­мер­ным на­зем­ным це­лям ти­па ДОТ, ДЗОТ, танк в око­пе и по низ­ко­ле­тя­щим ма­ло­ско­ро­ст­ным сред­ст­вам воз­душ­но­го на­па­де­ния.

Сис­те­ма управ­ле­ния ком­плек­са - по­лу­ав­то­ма­ти­че­ская по лу­чу оп­ти­че­ско­го кван­то­во­го ге­не­ра­то­ра (ОКГ), по­ме­хо­за­щи­щен­ная - обес­пе­чи­ва­ет ве­де­ние стрель­бы с мес­та и в дви­же­нии со ско­ро­стью до 30 км/ч с ве­ро­ят­но­стью по­па­да­ния, близ­кой к еди­ни­це. Вре­мя пе­ре­во­да ком­плек­са из по­ход­но­го по­ло­же­ния в бое­вое и об­рат­но не бо­лее 3 ми­нут.

Ком­плекс по­зво­ля­ет вес­ти стрель­бу но­чью с ис­поль­зо­ва­ни­ем те­п­ло­ви­зи­он­но­го тан­ко­во­го ком­плек­са, а так­же в ава­рий­ном ре­жи­ме при не­ис­прав­ном даль­но­ме­ре и (или) не­ис­прав­ном ТБВ.

В ком­плек­се управ­ляе­мо­го воо­ру­же­ния пре­ду­смот­рен встро­ен­ный кон­троль функ­цио­ни­ро­ва­ния и воз­мож­ность опе­ра­тив­ной вы­вер­ки ка­на­ла управ­ле­ния ин­фор­ма­ци­он­но­го бло­ка. Тех­ни­че­ское об­слу­жи­ва­ние ком­плек­са 9К119 осу­ще­ст­в­ля­ет­ся с по­мо­щью кон­троль­но-про­ве­роч­ной ма­ши­ны С01М02, в ко­то­рой раз­ме­ще­на кон­троль­но-про­ве­роч­ная ап­па­ра­ту­ра.

В со­став ком­плек­са вхо­дят:

  • ла­зер­но-лу­че­вой ка­нал управ­ле­ния при­цель­но­го ком­плек­са на­вод­чи­ка с бал­ли­сти­че­ским вы­чис­ли­те­лем;
  • блок ав­то­ма­ти­ки;
  • пре­об­ра­зо­ва­тель на­пря­же­ния;
  • вы­стре­лы с управ­ляе­мой ра­ке­той 3УБК14 или 3УБК20.

Вы­стрел 3УБК20 ком­плек­са управ­ляе­мо­го воо­ру­же­ния 9К119 со­сто­ит из управ­ляе­мой ра­ке­ты 9М119М и ме­та­тель­но­го уст­рой­ст­ва 9X949.

Ме­та­тель­ное уст­рой­ст­во 9X949 пред­на­зна­че­но для удер­жа­ния ра­ке­ты в ка­на­ле ство­ла пуш­ки, при­да­ния ей на­чаль­ной ско­ро­сти при вы­стре­ле, обес­пе­че­ния от­ка­та пуш­ки и от­кры­ва­ния ее за­тво­ра, а так­же для кон­так­та пус­ко­вых це­пей ра­ке­ты с це­лью пе­ре­да­чи сиг­на­ла на нее с тан­ко­вой ап­па­ра­ту­ры управ­ле­ния.

Ра­ке­та 9М119М со­сто­ит из от­се­ка управ­ле­ния, мар­ше­во­го дви­га­те­ля, бое­вой час­ти, хво­сто­во­го от­се­ка и под­до­на. От­сек управ­ле­ния пред­на­зна­чен для пре­об­ра­зо­ва­ния элек­три­че­ских сиг­на­лов, по­сту­паю­щих с при­ем­ни­ка из из­ме­ри­тель­ной сис­те­мы ко­ор­ди­нат, свя­зан­ной с тан­ком, в ис­пол­ни­тель­ную и пре­об­ра­зо­ва­ния этих сиг­на­лов в ме­ха­ни­че­ское пе­ре­ме­ще­ние ру­лей. Ру­ли рас­кры­ва­ют­ся ав­то­ма­ти­че­ски по­сле вы­ле­та ра­ке­ты из ство­ла пуш­ки.

Мар­ше­вый дви­га­тель пред­на­зна­чен для обес­пе­че­ния за­дан­но­го вре­ме­ни по­ле­та ра­ке­ты до це­ли. Мар­ше­вый дви­га­тель ра­бо­та­ет на твер­дом то­п­ли­ве, вос­пла­ме­не­ние ко­то­ро­го про­ис­хо­дит по­сле вы­ле­та ра­ке­ты из ка­на­ла ство­ла пуш­ки.

Бое­вая часть ку­му­ля­тив­но­го дей­ст­вия со­сто­ит из ли­ди­рую­ще­го за­ря­да, пред­на­зна­чен­но­го для ини­ции­ро­ва­ния ди­на­ми­че­ской за­щи­ты и ос­нов­но­го за­ря­да, пред­на­зна­чен­но­го для про­би­тия ос­нов­ной бро­ни и соз­да­ния за­бро­не­во­го дей­ст­вия.

В хво­сто­вом от­се­ке раз­ме­щен блок при­ем­ни­ка. При­ем­ник при­ни­ма­ет из­лу­че­ние ОКГ и пре­об­ра­зу­ет оп­ти­че­ские сиг­на­лы в элек­три­че­ские.

Стрель­ба управ­ляе­мой ра­ке­той про­из­во­дит­ся че­рез ствол пуш­ки с мес­та и с хо­ду по не­под­виж­ным и дви­жу­щим­ся це­лям на даль­но­стях от 100 м до 5000 м.

За­щи­щен­ность тан­ка

Ком­плекс средств за­щи­ты, ус­та­нов­лен­ный на Т-90, за­щи­ща­ет его от боль­шин­ст­ва про­ти­во­тан­ко­вых средств и обес­пе­чи­ва­ет ма­ши­не вы­со­кую жи­ву­честь на по­ле боя.

К этим сред­ст­вам от­но­сят­ся:

  • ком­би­ни­ро­ван­ное бро­ни­ро­ва­ние и встро­ен­ная ди­на­ми­че­ская за­щи­та, а так­же съем­ные бо­ко­вые эк­ра­ны с эле­мен­та­ми ди­на­ми­че­ской за­щи­ты за­щи­ща­ют танк от бро­не­бой­ных под­ка­ли­бер­ных и ку­му­ля­тив­ных сна­ря­дов, управ­ляе­мых про­ти­во­тан­ко­вых ра­кет, ре­ак­тив­ных гра­нат про­ти­во­тан­ко­вых гра­на­то­ме­тов, са­мо­на­во­дя­щих­ся и са­мо­при­це­ли­ваю­щих­ся бое­вых эле­мен­тов кас­сет­ных авиа­ци­он­ных и ар­тил­ле­рий­ских бо­е­при­па­сов;
  • ком­плекс оп­ти­ко-элек­трон­но­го по­дав­ле­ния «Штора-1»;
  • спе­ци­аль­ные кон­ст­рук­тив­ные ме­ро­прия­тия сни­жаю­щие опас­ность трав­ми­ро­ва­ния эки­па­жа при под­ры­ве тан­ка на ми­не;
  • ав­то­ма­ти­че­ское бы­ст­ро­дей­ст­вую­щее про­ти­во­по­жар­ное обо­ру­до­ва­ние с дат­чи­ка­ми во всех от­де­ле­ни­ях тан­ка для бы­ст­ро­го по­дав­ле­ния воз­ни­каю­щих оча­гов по­жа­ра в тан­ке;
  • де­фор­ми­рую­щая ок­ра­ска, ком­плекс дру­гих кон­ст­рук­тив­ных и тех­но­ло­ги­че­ских ме­ро­прия­тий сни­жа­ют ве­ро­ят­ность об­на­ру­же­ния тан­ка;
  • гер­ме­тич­ный кор­пус и фильт­р-вен­ти­ля­тор пре­дот­вра­ща­ют по­па­да­ние внутрь тан­ка ток­сич­ных, бак­те­рио­ло­ги­че­ских и ра­дио­ак­тив­ных ве­ществ;

  • ан­ти­ра­ди­ок­тив­ный ма­те­ри­ал сни­жаю­щий влия­ние ядер­ной ра­диа­ции на эки­паж.

Бро­ни­ро­ва­ние баш­ни тан­ка Т-90 от­но­сит­ся к «по­лу­ак­тив­но­му» ти­пу. В пе­ред­ней час­ти баш­ни рас­по­ло­же­ны две по­лос­ти, рас­по­ло­жен­ные под уг­лом 55 гра­ду­сов к про­доль­ной оси ору­дия, в ко­то­рых раз­ме­ще­ны па­ке­ты спец­бро­ни­ро­ва­ния «по­лу­ак­тив­но­го» ти­па. Струк­ту­ра бро­ни с от­ра­жаю­щи­ми лис­та­ми пред­став­ля­ет со­бой пре­гра­ду, со­стоя­щую из 3-х сло­ев: пли­ты, про­клад­ки и тон­кой пла­сти­ны. Эф­фект от ис­поль­зо­ва­ния «от­ра­жаю­щих» лис­тов мо­жет дос­ти­гать 40% в срав­не­нии с мо­но­лит­ной бро­ней той же мас­сы.

На мо­дер­ни­зи­ро­ван­ные Т-90, вме­сто ли­тых, ста­ли ус­та­нав­ли­вать­ся свар­ные баш­ни улуч­шен­ной тех­но­ло­гич­но­сти. За­бро­ни­ро­ван­ный объ­ем уве­ли­чил­ся на 100 лит­ров.

По­вы­шен­ный уро­вень бро­ни­ро­ва­ния но­вой свар­ной баш­ни тан­ка Т-90 обес­пе­чи­ва­ет­ся пу­тем од­но­вре­мен­но­го при­ме­не­ния ком­плек­са раз­лич­ных ме­то­дов и спо­со­бов уси­ле­ния за­щи­ты, сре­ди ко­то­рых ос­нов­ны­ми яв­ля­ют­ся: по­вы­ше­ние ди­на­ми­че­ской проч­но­сти ис­поль­зуе­мых бро­не­вых ма­те­риа­лов, раз­ра­бот­ка но­вых и со­вер­шен­ст­во­ва­ние из­вест­ных кон­ст­рук­тив­ных схем бро­не­уз­лов и при­ме­няе­мых в них за­щит­ных на­пол­ни­те­лей, ис­поль­зо­ва­ние до­пол­ни­тель­ных за­щит­ных ди­на­ми­че­ских уст­ройств, оп­ти­ми­за­ция все­го ком­плек­са за­щит­ных ме­ро­прия­тий с уче­том мо­гу­ще­ст­ва средств по­ра­же­ния тан­ка при за­дан­ных ог­ра­ни­че­ни­ях по мас­се и га­ба­ри­там. При­ме­ни­тель­но к баш­ням тан­ков од­ним из су­ще­ст­вен­ных ре­зер­вов уси­ле­ния их про­ти­во­сна­ряд­ной за­щи­ты яв­ля­ет­ся по­вы­ше­ние стой­ко­сти при­ме­няе­мой для ба­шен сталь­ной бро­ни. В на­стоя­щее вре­мя ос­но­ва баш­ни из­го­тав­ли­ва­ет­ся из ли­той бро­ни сред­ней твер­до­сти, ко­то­рая су­ще­ст­вен­но (на 10-15%) ус­ту­па­ет по про­ти­во­сна­ряд­ной стой­ко­сти ка­та­ной бро­не сред­ней твер­до­сти.

Реа­ли­за­ция пре­иму­ществ кон­ст­рук­ции баш­ни из про­ка­та в срав­не­нии с ли­той баш­ней воз­мож­на толь­ко то­гда, ко­гда ее про­ти­во­сна­ряд­ная стой­кость и жи­ву­честь в мес­тах рас­по­ло­же­ния со­еди­не­ний де­та­лей из ка­та­ной бро­ни от­ве­ча­ет об­щим тре­бо­ва­ни­ям по про­ти­во­сна­ряд­ной стой­ко­сти и жи­ву­че­сти баш­ни в це­лом, по­это­му де­та­ли баш­ни тан­ка Т-90 вы­пол­не­ны та­ким об­ра­зом, что при сбор­ке и свар­ке из них баш­ни ос­нов­ной ме­талл со­пря­гае­мых де­та­лей пол­но­стью или час­тич­но пе­ре­кры­ва­ет со сто­ро­ны сна­ряд­но­го об­стре­ла сты­ки де­та­лей и свар­ные швы, кро­ме то­го, ка­ж­дая бро­не­вая стен­ка име­ет опо­ру на кры­шу и дон­ный лист не­по­сред­ст­вен­но или че­рез про­ме­жу­точ­ные де­та­ли.

Встро­ен­ная ди­на­ми­че­ская за­щи­та

Ком­плекс встро­ен­ной ди­на­ми­че­ской за­щи­ты «Контакт-5» с ЭДЗ 4С22 обес­пе­чи­ва­ет зна­чи­тель­ное по­вы­ше­ние про­ти­во­сна­ряд­ной стой­ко­сти тан­ка. Встро­ен­ная ди­на­ми­че­ская за­щи­та при­кры­ва­ет бо­лее 50% на­руж­ной по­верх­но­сти ло­бо­вых де­та­лей кор­пу­са и баш­ни, бор­тов и кры­ши тан­ка. ВДЗ обес­пе­чи­ва­ет сни­же­ние бро­не­про­би­вае­мо­сти ку­му­ля­тив­ных бо­е­при­па­сов на 50-60%, а бро­не­бой­но-под­ка­ли­бер­ных сна­ря­дов на 20%, за счёт соз­да­ния мощ­но­го бо­ко­во­го им­пуль­са, по­зво­ляю­ще­го дес­та­би­ли­зи­ро­вать или раз­ру­шить сер­деч­ник БПС пе­ред тем, как он нач­нет взаи­мо­дей­ст­вие с ос­нов­ным бро­ни­ро­ва­ни­ем.

Встро­ен­ная ди­на­ми­че­ская за­щи­та вклю­ча­ет 8 сек­ций на баш­не, 12 сек­ций на ВЛД и 6 сек­ций на бор­то­вых эк­ра­нах.

Встро­ен­ная ди­на­ми­че­ская за­щи­та име­ет вы­со­кие бое­вые и экс­плуа­та­ци­он­ные ха­рак­те­ри­сти­ки, в том чис­ле:

  • безо­пас­ность при по­па­да­нии в нее от пуль стрел­ко­во­го ору­жия ка­либ­ром до 12,7 мм, а так­же сна­ря­дов ма­ло­ка­ли­бер­ных пу­шек ка­либ­ром до 30 мм;
  • от­сут­ст­вие пе­ре­да­чи де­то­на­ции от од­ной сек­ции к дру­гой;
  • от­сут­ст­вие де­то­на­ции при воз­дей­ст­вии за­жи­га­тель­ны­ми сред­ст­ва­ми ти­па «на­палм» и дру­гих го­рю­чих жид­ко­стей;
  • воз­мож­ность ис­поль­зо­ва­ния в тем­пе­ра­тур­ном диа­па­зо­не от -50 до +50 °С;
  • га­ран­ти­ро­ван­ный срок экс­плуа­та­ции - не ме­нее 10 лет;
  • ус­та­нов­ка и об­слу­жи­ва­ние си­ла­ми эки­па­жа;
  • безо­пас­ность при об­слу­жи­ва­нии и ре­мон­те ма­ши­ны да­же с при­ме­не­ни­ем элек­тро­га­зо­свар­ки.

Вре­мя ус­та­нов­ки эле­мен­тов ди­на­ми­че­ской за­щи­ты в сек­ци­ях на ма­ши­ны си­ла­ми эки­па­жа со­став­ля­ет 3,5 ч.

На Т-90А вве­де­ны эле­мен­ты ди­на­ми­че­ской за­щи­ты 4С23 ком­плек­са 3-го по­ко­ле­ния «Ре­ликт» со зна­чи­тель­но боль­шей эф­фек­тив­но­стью по БПС, удар­ноя­дер­ным бо­е­при­па­сам и тан­дем­ным ПТУР.

Оцен­ка бро­ни­ро­ва­ния T-90:

Про­тив ки­не­ти­че­ских бо­е­при­па­сов (ОБПС):

  • баш­ня - 800-830 мм;
  • кор­пус (верх­няя ло­бо­вая де­таль) - 830 мм.

Про­тив ку­му­ля­тив­ных бо­е­при­па­сов:

  • баш­ня - 1150-1350 мм;
  • кор­пус (верх­няя ло­бо­вая де­таль) - 1350 мм.

Ком­плекс оп­ти­ко-элек­трон­но­го по­дав­ле­ния ТШУ-1 «Штора-1»

КО­ЭП «Штора-1»: пред­на­зна­чен для за­щи­ты тан­ка от по­ра­же­ния про­ти­во­тан­ко­вы­ми управ­ляе­мы­ми ра­ке­та­ми и соз­да­ния по­мех про­ти­во­тан­ко­вым сред­ст­вам с ла­зер­ны­ми даль­но­ме­ра­ми и сис­те­ма­ми на­ве­де­ния бо­е­при­па­сов.

Ком­плекс со­сто­ит из стан­ции оп­ти­ко-элек­трон­но­го по­дав­ле­ния (СО­ЭП), сис­те­мы по­ста­нов­ки за­вес (СПЗ) и сис­те­мы управ­ле­ния ком­плек­сом.

СО­ЭП обес­пе­чи­ва­ет за­щи­ту тан­ка от ПТУР с по­лу­ав­то­ма­ти­че­ской сис­те­мой на­ве­де­ния ти­па «TOW», «HOT», «Milan», «Dragon». При од­но­вре­мен­ном на­хо­ж­де­нии в по­ле зре­ния ко­ор­ди­на­то­ра трас­се­ра ПТУР и ос­ве­ти­те­ля СО­ЭП ко­ор­ди­на­тор вы­да­ет на ра­ке­ту ко­ман­ды управ­ле­ния, не со­от­вет­ст­вую­щие ис­тин­но­му от­кло­не­нию ра­ке­ты от ли­нии ви­зи­ро­ва­ния, что вле­чет за со­бой ее про­мах.

СО­ЭП из двух ос­ве­ти­те­лей ОТШУ-1-7, двух мо­ду­ля­то­ров и пуль­та управ­ле­ния.
СПЗ пред­на­зна­че­на для соз­да­ния по­мех ПТУР, имею­щим по­лу­ак­тив­ную ла­зер­ную го­лов­ку са­мо­на­ве­де­ния, ра­бо­таю­щую по от­ра­жен­но­му от це­ли ла­зер­но­му лу­чу (ти­па «Maverick», «Hellfire»), ПТУР и ар­тил­ле­рий­ским сис­те­мам, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся с ла­зер­ны­ми це­ле­ука­за­те­ля­ми и даль­но­ме­ра­ми, а так­же для мас­ки­ров­ки тан­ка по­ста­нов­кой аэ­ро­золь­ной за­ве­сы.

СПЗ обес­пе­чи­ва­ет све­то­вую ин­ди­ка­цию на­прав­ле­ния и зву­ко­вую сиг­на­ли­за­цию об об­лу­че­нии тан­ка ла­зер­ны­ми сред­ст­ва­ми; ав­то­ма­ти­че­ский от­стрел в на­прав­ле­нии об­лу­че­ния аэ­ро­золь­ной гра­на­ты, об­ра­зую­щей аэ­ро­золь­ное об­ла­ко, ко­то­рое за­кры­ва­ет танк от про­тив­ни­ка, ос­лаб­ля­ет и час­тич­но от­ра­жа­ет ла­зер­ное из­лу­че­ние, на­ру­шая тем са­мым ра­бо­ту го­ло­вок са­мо­на­ве­де­ния и за­труд­няя ра­бо­ту на­вод­чи­ков ар­тил­ле­рий­ских сис­тем; от­стрел гра­нат из за­ря­жен­ных пус­ко­вых ус­та­но­вок в руч­ном ре­жи­ме (в ава­рий­ных си­туа­ци­ях); встро­ен­ный кон­троль сис­те­мы.

В СПЗ вхо­дят: ин­ди­ка­тор ла­зер­но­го из­лу­че­ния, со­стоя­щий из двух го­ло­вок точ­но­го оп­ре­де­ле­ния на­прав­ле­ния и двух го­ло­вок гру­бо­го оп­ре­де­ле­ния на­прав­ле­ния; сис­те­ма управ­ле­ния, со­стоя­щая из бло­ка управ­ле­ния и пуль­та управ­ле­ния; сис­те­ма пус­ка ды­мо­вых гра­нат, со­стоя­щая из пуль­та управ­ле­ния и 12 пус­ко­вых ус­та­но­вок аэ­ро­золь­ных гра­нат.

Ре­жи­мы ра­бо­ты СПЗ: ав­то­ма­ти­че­ский и по­лу­ав­то­ма­ти­че­ский (в по­след­нем ре­ше­ние о по­ста­нов­ке ды­мо­вой за­ве­сы при­ни­ма­ет ко­ман­дир). Даль­ность по­ста­нов­ки аэ­ро­золь­ной за­ве­сы гра­на­той 3Д17 - 50-80 м, раз­ме­ры ды­мо­вой за­ве­сы от од­ной гра­на­ты че­рез 3 с по­сле вы­стре­ла - 15 м по вы­со­те и 10 м по фрон­ту.

Стан­ция оп­ти­ко-элек­трон­но­го по­дав­ле­ния обес­пе­чи­ва­ет по­ста­нов­ку по­мех в ви­де мо­ду­ли­ро­ван­но­го ИК-из­лу­че­ния в диа­па­зо­не длин волн 0,7-2,5 мкм в сек­то­ре +-20 гра­ду­сов от оси ка­на­ла ство­ла по го­ри­зон­ту и на 4,5 гра­ду­са - по вер­ти­ка­ли.

Сис­те­ма по­ста­нов­ки аэ­ро­золь­ной за­ве­сы реа­ги­ру­ют на ла­зер­ное из­лу­че­ние в пре­де­лах 360 гра­ду­сов по ази­му­ту и -5...+25 в вер­ти­каль­ной плос­ко­сти. Вес сис­те­мы - око­ло 400 кг.

КО­ЭП ТШУ-1 «Штора-1» име­ет встро­ен­ные сис­те­мы кон­тро­ля и са­мо­кон­тро­ля сис­тем.
Ос­на­ще­ние тан­ка Т-90 ком­плек­сом оп­ти­ко-элек­трон­но­го по­дав­ле­ния да­ет пре­иму­ще­ст­во в тан­ко­вых ду­элях с про­тив­ни­ком, а так­же зна­чи­тель­но сни­жа­ет эф­фек­тив­ность при­ме­не­ния им со­вре­мен­ных про­ти­во­тан­ко­вых средств.

Про­ти­во­по­жар­ное обо­ру­до­ва­ние

Про­ти­во­по­жар­ное обо­ру­до­ва­ние (ППО) тан­ка Т-90 пред­став­ля­ет со­бой ав­то­ма­ти­че­скую сис­те­му 2-кратного дей­ст­вия. Для ту­ше­ния оча­гов воз­го­ра­ния име­ет­ся 4 бал­ло­на с ог­не­га­ся­щей сме­сью «хла­дон 114В2» и «хла­дон 13В1». 10 оп­ти­че­ских и 5 тер­мо­дат­чи­ков (в мо­тор­но-транс­мис­си­он­ном от­де­ле­нии) и бы­ст­ро­дей­ст­вую­щие бал­ло­ны обес­пе­чи­ва­ют об­на­ру­же­ние по­жа­ра и вы­брос 90% ог­не­ту­ша­ще­го со­ста­ва за вре­мя, не пре­вы­шаю­щее 150 мил­ли­се­кунд с мо­мен­та воз­ник­но­ве­ния оча­га воз­го­ра­ния. Прин­цип дей­ст­вия сис­те­мы ос­но­ван на ог­не­ту­ша­щем дей­ст­вии га­лои­до­уг­ле­во­до­ро­дов, т.е. на ин­ги­би­рую­щем (тор­мо­зя­щем) эф­фек­те, за­клю­чаю­щем­ся во вне­се­нии в зо­ну пла­ме­ни от­ри­ца­тель­но­го ка­та­ли­за­то­ра ре­ак­ции окис­ле­ния уг­ле­во­до­ро­дов. Сис­те­ма ППО мо­жет при­во­дить­ся в дей­ст­вие ав­то­ма­ти­че­ски или вруч­ную от кно­пок на пуль­тах управ­ле­ния у ко­ман­ди­ра ма­ши­ны или ме­ха­ни­ка-во­ди­те­ля. Кро­ме то­го, ма­ши­на ос­на­ща­ет­ся дву­мя руч­ны­ми уг­ле­ки­слот­ны­ми ог­не­ту­ши­те­ля­ми.

Про­ти­во­мин­ная стой­кость

Спе­ци­аль­ные кон­ст­рук­тив­ные ме­ро­прия­тия сни­жа­ют опас­ность трав­ми­ро­ва­ния эки­па­жа при под­ры­ве тан­ка на ми­не. К та­ким ме­ро­прия­ти­ям от­но­сят­ся по­вы­ше­ние же­ст­ко­сти дни­ща ма­ши­ны, ус­та­нов­ка в от­де­ле­нии управ­ле­ния пил­лер­сов, кре­п­ле­ние си­де­нья ме­ха­ни­ка-во­ди­те­ля к кры­ше кор­пу­са.

Для пре­одо­ле­ния мин­ных по­лей и про­де­лы­ва­ния в них про­хо­дов на танк мо­гут на­ве­ши­вать­ся ко­лей­ные но­же­вые мин­ные тра­лы КМТ-6М2 или КМТ-8, а так­же кат­ко­во-но­же­вой мин­ный трал КМТ-7. Тра­лы мо­гут ус­та­нав­ли­вать­ся в ком­плек­се с сис­те­мой элек­тро­маг­нит­ной за­щи­ты, вы­зы­ваю­щей ней­тра­ли­за­цию (преж­де­вре­мен­ный под­рыв) мин с ра­дио и маг­ни­то­мет­ри­че­ски­ми взры­ва­те­ля­ми.

Сис­те­ма за­щи­ты от ОМП

Сис­те­ма кол­лек­тив­ной за­щи­ты ЗЭЦ13-1, обес­пе­чи­ва­ет за­щи­ту эки­па­жа и внут­рен­не­го обо­ру­до­ва­ния тан­ка от по­след­ст­вий при­ме­не­ния про­тив­ни­ком ОМП по­сред­ст­вом гер­ме­ти­за­ции внут­рен­не­го объ­е­ма тан­ка и соз­да­ния из­бы­точ­но­го дав­ле­ния очи­щен­ным в фильт­ро­вен­ти­ля­ци­он­ной ус­та­нов­ке (ФВУ) воз­ду­хом. В со­став сис­те­мы вхо­дят: дат­чик сис­те­мы - при­бор ра­диа­ци­он­ной и хи­ми­че­ской раз­вед­ки ГО-27, ап­па­ра­ту­ра управ­ле­ния ис­пол­ни­тель­ны­ми уст­рой­ст­ва­ми, ис­пол­ни­тель­ные уст­рой­ст­ва, ФВУ. Сис­те­ма 3ЭЦ13-1 мо­жет при­во­дить­ся в дей­ст­вие ав­то­ма­ти­че­ски или вруч­ную.

Под­виж­ность

Дви­га­тель и обес­пе­чи­ваю­щие его ра­бо­ту сис­те­мы

На тан­ке Т-90 ис­поль­зу­ет­ся мно­го­то­п­лив­ный 4-тактный, 12-цилиндровый, V-образный, бы­ст­ро­ход­ный ди­зель В-84МС, с жид­ко­ст­ным ох­ла­ж­де­ни­ем и с не­по­сред­ст­вен­ным впры­ском то­п­ли­ва, с над­ду­вом от при­вод­но­го цен­тро­беж­но­го ком­прес­со­ра.

Мак­си­маль­ная мощ­ность (при час­то­те вра­ще­ния ко­лен­ча­то­го ва­ла 2000 об/мин) при ра­бо­те на ди­зель­ном то­п­ли­ве 840 л.с. Ди­зель раз­ра­бо­тан на ба­зе дви­га­те­ля В-46 с при­ме­не­ни­ем ком­плек­са но­вых кон­ст­рук­тив­ных ре­ше­ний. Этот же дви­га­тель ис­поль­зо­вал­ся на по­след­них мо­ди­фи­ка­ци­ях тан­ков Т-72.

Сис­те­ма пи­та­ния то­п­ли­вом с мно­го­сек­ци­он­ным то­п­лив­ным на­со­сом, свя­зан­ным с фор­сун­ка­ми по­сред­ст­вом тру­бо­про­во­дов вы­со­ко­го дав­ле­ния. Ем­кость сис­те­мы с дву­мя на­руж­ны­ми боч­ка­ми - 1600 л, ем­кость внут­рен­них то­п­лив­ных ба­ков - 705 л.

То­п­лив­ная сис­те­ма ран­них Т-90 по­вто­ря­ла Т-72. На Т-90А вве­де­ны ме­ры по сни­же­нию ее по­жа­ро­опас­но­сти: то­п­лив­ные ба­ки вы­пол­не­ны по ячеи­стой струк­ту­ре, про­тек­ти­ро­ван­ны­ми.

В сис­те­ме пи­та­ния воз­ду­хом ис­поль­зу­ет­ся ком­би­ни­ро­ван­ный двух­сту­пен­ча­тый воз­ду­хо­очи­сти­тель. Пер­вая сту­пень осу­ще­ст­в­ля­ет очи­ст­ку по­сту­паю­ще­го в дви­га­тель воз­ду­ха инер­ци­он­ным спо­со­бом при по­мо­щи про­ти­во­точ­ных ци­кло­нов с тан­ген­ци­аль­ным вхо­дом воз­ду­ха. Вто­рая сту­пень очи­ст­ки про­ис­хо­дит в мас­ля­но­кон­такт­ных про­во­лоч­ных кас­се­тах - три кас­се­ты с про­во­лоч­ной на­бив­кой, две из ко­то­рых про­пи­та­ны мас­лом. Со­би­раю­щая­ся при очи­ст­ке пыль уда­ля­ет­ся из пы­лес­бор­ни­ка эжек­ци­он­ным спо­со­бом. Сте­пень очи­ст­ки воз­ду­ха - 0,98.

Сис­те­ма смаз­ки дви­га­те­ля ком­би­ни­ро­ван­ная, при­ну­ди­тель­ная с «су­хим кар­те­ром». За­пра­воч­ная ем­кость сис­те­мы 76 л, мас­ля­ных ба­ков - ос­нов­но­го 27 л, до­пол­ни­тель­но­го 38 л и за­пас­но­го на­руж­но­го 35 л. В сис­те­ме смаз­ки ис­поль­зу­ет­ся все­се­зон­ное мас­ло М-16ИХП3.

Нор­маль­ный те­п­ло­вой ре­жим ра­бо­ты дви­га­те­ля в лю­бых кли­ма­ти­че­ских ус­ло­ви­ях обес­пе­чи­ва­ет жид­ко­ст­ная сис­те­ма ох­ла­ж­де­ния, за­кры­то­го ти­па с при­ну­ди­тель­ной цир­ку­ля­ци­ей ох­ла­ж­даю­щей жид­ко­сти. Про­дув­ка воз­ду­ха че­рез ра­диа­то­ры осу­ще­ст­в­ля­ет­ся цен­тро­беж­ным вен­ти­ля­то­ром. За­пра­воч­ная вме­сти­мость сис­те­мы ох­ла­ж­де­ния 90 л.

Для об­лег­че­ния за­пус­ка дви­га­те­ля в зим­них ус­ло­ви­ях на тан­ке име­ет­ся сис­те­ма по­дог­ре­ва, обес­пе­чи­ваю­щая по­дог­рев ох­ла­ж­даю­щей жид­ко­сти и мас­ла в сис­те­мах ох­ла­ж­де­ния и смаз­ки дви­га­те­ля. При этом на­гре­тая ох­ла­ж­даю­щая жид­кость цир­ку­ли­ру­ет по сис­те­ме и обес­пе­чи­ва­ет ра­зо­грев са­мо­го дви­га­те­ля, та­ким об­ра­зом соз­да­вая нор­маль­ные ус­ло­вия для его лег­ко­го пус­ка. Сис­те­ма по­дог­ре­ва име­ет фор­су­ноч­ный по­дог­ре­ва­тель и на­сос при­ну­ди­тель­ной цир­ку­ля­ции ох­ла­ж­даю­щей жид­ко­сти. Мак­си­маль­ный рас­ход то­п­ли­ва по­дог­ре­ва­те­лем со­став­ля­ет 7,5 л/ч.

За­пуск дви­га­те­ля осу­ще­ст­в­ля­ет­ся сис­те­мой пус­ка. Ос­нов­ной за­пуск осу­ще­ст­в­ля­ет­ся сжа­тым воз­ду­хом от двух воз­душ­ных бал­ло­нов ем­ко­стью по 5 л. Кро­ме то­го, мож­но за­пус­кать дви­га­тель и при по­мо­щи стар­те­р-ге­не­ра­то­ра СГ-18-1С или ком­би­ни­ро­ван­ным спо­со­бом - воз­ду­хом и стар­те­р-ге­не­ра­то­ром.

За­ряд­ку воз­душ­ных бал­ло­нов сис­те­мы пус­ка дви­га­те­ля и обес­пе­че­ние ра­бо­ты не­ко­то­рых дру­гих сис­тем (сис­те­мы гид­ро­пнев­мо­очи­ст­ки смот­ро­вых при­бо­ров, на­при­мер) осу­ще­ст­в­ля­ет­ся воз­душ­ной сис­те­мой. Она вклю­ча­ет в се­бя при­вод­ной, порш­не­вой, 3-ступенчатый, 2-цилиндровый, ком­прес­сор АК-150СВ воз­душ­но­го ох­ла­ж­де­ния, вла­го­мас­ло­от­де­ли­тель, фильтр, кран от­бо­ра воз­ду­ха и тру­бо­про­во­ды вы­со­ко­го дав­ле­ния. Ра­бо­чее дав­ле­ние сис­те­мы со­став­ля­ет 120...160 кГ/см2.

Для пре­ду­пре­ж­де­ния ава­рий­ных си­туа­ций пре­ду­смот­ре­на сис­те­ма ава­рий­ной сиг­на­ли­за­ции, бло­ки­ров­ки пус­ка дви­га­те­ля по низ­ко­му дав­ле­нию и низ­кой тем­пе­ра­ту­ре мас­ла дви­га­те­ля; бло­ки­ров­ки пус­ка по­дог­ре­ва­те­ля при от­сут­ст­вии ох­ла­ж­даю­щей жид­ко­сти и пре­кра­ще­ния его ра­бо­ты при вы­со­кой тем­пе­ра­ту­ре или по­те­ре ох­ла­ж­даю­щей жид­ко­сти.

В сис­те­му вхо­дят: блок ава­рий­ной сиг­на­ли­за­ции БАС-6А; сиг­наль­ное таб­ло ТС-6А; при­ем­ник дав­ле­ния ПД-1Т-15 для из­ме­ре­ния дав­ле­ния в сис­те­ме смаз­ки дви­га­те­ля; при­ем­ник тер­мо­мет­ра П-1 для из­ме­ре­ния тем­пе­ра­ту­ры мас­ла в ос­нов­ном мас­ля­ном ба­ке дви­га­те­ля; при­ем­ник тер­мо­мет­ра П-1 кри­ти­че­ской тем­пе­ра­ту­ры ох­ла­ж­даю­щей жид­ко­сти; дат­чик уров­ня ох­ла­ж­даю­щей жид­ко­сти.

Дан­ная сис­те­ма об­лег­ча­ет ра­бо­ту ме­ха­ни­ка-во­ди­те­ля. Кон­троль за си­ло­вой ус­та­нов­кой и дру­ги­ми сис­те­ма­ми тан­ка осу­ще­ст­в­ля­ет­ся не толь­ко по щит­ку кон­троль­ных при­бо­ров, но и по сиг­наль­но­му таб­ло сис­те­мы ава­рий­ной сиг­на­ли­за­ции.

На по­след­них вы­пус­ках тан­ков Т-90 ус­та­нав­ли­ва­ет­ся бо­лее мощ­ный дви­га­тель В-92С2 с га­зо­тур­бин­ным над­ду­вом от од­но­го тур­бо­ком­прес­со­ра. Его мак­си­маль­ная мощ­ность (при час­то­те вра­ще­ния ко­лен­ча­то­го ва­ла 2000 об/мин.) при ра­бо­те на диз­то­п­ли­ве 736 кВт (1000 л.с.).

Ди­зель раз­ра­бо­тан на ба­зе дви­га­те­ля В-84 с при­ме­не­ни­ем ком­плек­са но­вых кон­ст­рук­тив­ных ре­ше­ний. Из­ме­не­ния в кон­ст­рук­ции прак­ти­че­ски не на­ру­ша­ют взаи­мо­за­ме­няе­мость ди­зе­ля с ба­зо­вым при ус­та­нов­ке на из­де­лие.

Транс­мис­сия

Вы­со­кую под­виж­ность тан­ка обес­пе­чи­ва­ет ме­ха­ни­че­ская транс­мис­сия с вход­ным ре­дук­то­ром, дву­мя бор­то­вы­ми ко­роб­ка­ми пе­ре­дач и со­ос­ны­ми бор­то­вы­ми ре­дук­то­ра­ми.

Вход­ной ре­дук­тор обес­пе­чи­ва­ет пе­ре­да­чу кру­тя­ще­го мо­мен­та от дви­га­те­ля на бор­то­вые ко­роб­ки пе­ре­дач. Он пред­став­ля­ет со­бой по­вы­шаю­щий шес­те­рен­ча­тый ре­дук­тор и име­ет при­во­ды на ком­прес­сор, стар­те­р-ге­не­ра­тор и вен­ти­ля­тор сис­те­мы ох­ла­ж­де­ния.

Ко­роб­ки пе­ре­дач пла­не­тар­ные с гид­ро­управ­ле­ни­ем. Име­ют 7 пе­ре­дач впе­ред и од­ну зад­не­го хо­да. По­во­рот ма­ши­ны осу­ще­ст­в­ля­ет­ся вклю­че­ни­ем по­ни­жен­ной пе­ре­да­чи в ко­роб­ке пе­ре­дач со сто­ро­ны от­стаю­щей гу­се­ни­цы. При­вод управ­ле­ния ко­роб­ка­ми пе­ре­дач гид­рав­ли­че­ский с ме­ха­ни­че­ским при­во­дом зо­лот­ни­ков, обес­пе­чи­ва­ет­ся сис­те­мой гид­ро­управ­ле­ния и смаз­ки. Об­щая вме­сти­мость сис­те­мы 57 л, за­пра­воч­ная вме­сти­мость ба­ка 42 л. При­вод тор­мо­за ме­ха­ни­че­ский.

Хо­до­вая часть

На Т-90 пер­вых вы­пус­ков ис­поль­зо­ва­лась хо­до­вая часть, пол­но­стью за­им­ст­во­ван­ная у тан­ка Т-72Б. На по­след­них вы­пус­ках ма­шин при­ме­ня­ет­ся усо­вер­шен­ст­во­ван­ная хо­до­вая часть. Гу­се­нич­ный дви­жи­тель та… Продолжение »

Бесплатный хостинг uCoz