В состав комплекса TO1-ПО2Т входят: тепловизионный прицел (ТПВ), два телемонитора для командира и наводчика и блок управления.
ТПВ обеспечивает автоматическое слежение линии визирования ТК в вертикальной и горизонтальной плоскостях за линией визирования 1Г46 в режимах «Основной» и за линией визирования ТКН-4С в режиме «Дубль» по сигналам с датчиков угла.
ТПВ имеет три режима работы:
- «Основной» - СУО управляет наводчик;
- «Дубль» - СУО управляет командир;
- «Выверка» - в этом режиме осуществляется разворот зеркала на 4° в сторону дульного среза ствола пушки, при этом, возможно произвести выверку положения оси визирования ТПВ с помощью кнопок на панели управления, относительно индекса на дульном срезе ствола пушки.
Контроль за работой ТПВ производится визуально по информации, выводимой в верхней и нижней частях телемониторов наводчика и командира. На мониторы выводится следующая информация: режим работы; величина замеренной дальности до цели; индикация разрешения измерения дальности и индикация разрешения выстрела (оценивается готовность основных систем СУО и величина ошибки рассогласования между пушкой и линией прицеливания).
Управление ТК производится с панели управления, расположенной у наводчика. Система стабилизации головного зеркала прицела имеет синхронную связь с датчиком положения пушки, датчиком рассогласования линии визирования прицела 1Г46 и датчиком прицела ТКН-4С по горизонту. Она обеспечивает в режиме «Основной» и «Дубль» стабилизацию поля зрения и слежение за линией визирования дневного прицела-дальномера прибора наведения 1Г46.
Видеомонитор командира установлен с целью расширения его возможностей оперативного управления. Он позволяет командиру вести наблюдение как за местностью, так и за действиями наводчика и при необходимости переключать управление башней на свой пульт управления. При этом командир имеет возможность, как производить целеуказание наводчику, так и вести огонь самостоятельно.
Время готовности ТПВ к работе не превышает трех минут. Его работоспособность обеспечивается в следующих условиях:
- при температуре окружающего воздуха от -50°С до +50°С;
- после кратковременного пребывания, четыре часа, при температуре 60°С;
- при влажности воздуха 98% при температуре 35°С;
- при воздействии атмосферных (дождь, снег) и конденсированных (роса, иней) осадков, солевого (морского) тумана.
Серийные Т-90А с 2004 г. оснащены современным тепловизором «Эсса» белорусской фирмы «Пеленг» с французской тепловизионной матрицей, имеющим полностью синхронизированное с 1Г46 поле зрения и два режима масштабирования. С появлением нового тепловизора возможности дневного и ночного канала наводчика сравнялись: благодаря его интеграции с основным прицелом возможен точный замер дистанции с использованием всех опций баллистического компьютера в ночных условиях, а также наведение ТУР.
Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С обеспечивает: наблюдение командира машины за местностью; поиск и обнаружение цели; целеуказание и корректировку огня; ведение днем и ночью, с места и в движении эффективного прицельного огня из пушки и спаренного с ней пулемета в режиме «Дубль»; ведение прицельной стрельбы из ЗПУ по воздушным и наземным целям.
В состав ПНК-4С входят:
- прибор ТКН-4С «Агат-С» со стабилизатором поля зрения по вертикали, электроблоком и гиростабилизатором;
- датчик положения пушки;
- система управления ЗПУ 1ЭЦ29.
Командирский прибор ТКН-4С имеет однократную и многократную (дневную и ночную) оптические ветви.
В режиме дублированного управления ночью через ТКН-4С в активном режиме используются осветители ОТШУ-1-7 КОЭП «Штора-1».
ТКН-4С «Агат-С» позволяет обнаруживать и идентифицировать цели на дистанции до 0,7 км в пассивном режиме и до 0,8 км в активном режиме.
Система управления ЗПУ 1ЭЦ29 обеспечивает наведение зенитного пулемета в автоматическом и полуавтоматическом режиме с места командира танка.
Танки Т-90 последних выпусков стали оснащаться телевизионной системой заднего обзора. Такая система на отечественных танках установлена впервые. Она предназначена для ведения наблюдения в сторону задней полусферы танка с целью предупреждения огня по танку легкими противотанковыми средствами, а также для обеспечения возможности движения задним ходом без выхода экипажа из машины.
Комплекс управления огнем 1А45Т «Иртыш» в сочетании с автоматом заряжания обеспечивает экипажу танка Т-90 боевую скорострельность до 8 выстрелов в минуту.
Дополнительный приборы прицеливания и наведения
К дополнительным приборам прицеливания и наблюдения танка Т-90 относятся: прицел ПЗУ-7, призменные приборы наблюдения членов экипажа и приборы стрельбы с закрытых огневых позиций (ЗОП) и полупрямой наводкой.
Прицел ПЗУ-7 представляет собой монокулярный перископический прибор. Он обеспечивает ведение прицельной стрельбы из зенитного пулемета по воздушным и наземным целям. Прицел с помощью тяги связан с приводом вертикального наведения. Слева от окулярной части прицела к подвижному погону командирской башенки крепится пульт прицела, имеющий выключатели подсветки и обогрева защитного стекла и окуляра, а также рукоятку регулировки подсветки сетки прицела.
Для стрельбы с ЗОП и полупрямой наводкой, как и на всех отечественных танках используются азимутальный указатель и боковой уровень.
Дополнительные приводы
Для наведения пушки и спаренного пулемета, а также ЗПУ в аварийных режимах можно использовать дополнительные приводы наведения. К ним относятся ручные приводы пушки и башни, для наведения ЗПУ - механический привод в вертикальной плоскости. Для наведения ЗПУ по горизонтали в аварийном режиме используется мускульная сила командира, наведение он осуществляет путем поворота всей командирской башенки вместе со смонтированной на ней ЗПУ.
Комплекс управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс»
Для повышения дальности эффективной стрельбы (до 5000 м) из танка Т-90 в его комплекс вооружения интегрирован комплекс управляемого вооружения (КУВ) 9К119 «Рефлекс». В нем реализована помехозащищенная полуавтоматическая система управления с телеориентированием ракеты в лазерном луче. Комплекс позволяет вести эффективную стрельбу с места и в движении, со скоростью танка до 30 км/ч по неподвижным и движущимся со скоростями до 70 км/ч целям, а также стрельбу по малоразмерным наземным целям типа ДОТ, ДЗОТ, танк в окопе и по низколетящим малоскоростным средствам воздушного нападения.
Система управления комплекса - полуавтоматическая по лучу оптического квантового генератора (ОКГ), помехозащищенная - обеспечивает ведение стрельбы с места и в движении со скоростью до 30 км/ч с вероятностью попадания, близкой к единице. Время перевода комплекса из походного положения в боевое и обратно не более 3 минут.
Комплекс позволяет вести стрельбу ночью с использованием тепловизионного танкового комплекса, а также в аварийном режиме при неисправном дальномере и (или) неисправном ТБВ.
В комплексе управляемого вооружения предусмотрен встроенный контроль функционирования и возможность оперативной выверки канала управления информационного блока. Техническое обслуживание комплекса 9К119 осуществляется с помощью контрольно-проверочной машины С01М02, в которой размещена контрольно-проверочная аппаратура.
В состав комплекса входят:
- лазерно-лучевой канал управления прицельного комплекса наводчика с баллистическим вычислителем;
- блок автоматики;
- преобразователь напряжения;
- выстрелы с управляемой ракетой 3УБК14 или 3УБК20.
Выстрел 3УБК20 комплекса управляемого вооружения 9К119 состоит из управляемой ракеты 9М119М и метательного устройства 9X949.
Метательное устройство 9X949 предназначено для удержания ракеты в канале ствола пушки, придания ей начальной скорости при выстреле, обеспечения отката пушки и открывания ее затвора, а также для контакта пусковых цепей ракеты с целью передачи сигнала на нее с танковой аппаратуры управления.
Ракета 9М119М состоит из отсека управления, маршевого двигателя, боевой части, хвостового отсека и поддона. Отсек управления предназначен для преобразования электрических сигналов, поступающих с приемника из измерительной системы координат, связанной с танком, в исполнительную и преобразования этих сигналов в механическое перемещение рулей. Рули раскрываются автоматически после вылета ракеты из ствола пушки.
Маршевый двигатель предназначен для обеспечения заданного времени полета ракеты до цели. Маршевый двигатель работает на твердом топливе, воспламенение которого происходит после вылета ракеты из канала ствола пушки.
Боевая часть кумулятивного действия состоит из лидирующего заряда, предназначенного для инициирования динамической защиты и основного заряда, предназначенного для пробития основной брони и создания заброневого действия.
В хвостовом отсеке размещен блок приемника. Приемник принимает излучение ОКГ и преобразует оптические сигналы в электрические.
Стрельба управляемой ракетой производится через ствол пушки с места и с ходу по неподвижным и движущимся целям на дальностях от 100 м до 5000 м.
Защищенность танка
Комплекс средств защиты, установленный на Т-90, защищает его от большинства противотанковых средств и обеспечивает машине высокую живучесть на поле боя.
К этим средствам относятся:
- комбинированное бронирование и встроенная динамическая защита, а также съемные боковые экраны с элементами динамической защиты защищают танк от бронебойных подкалиберных и кумулятивных снарядов, управляемых противотанковых ракет, реактивных гранат противотанковых гранатометов, самонаводящихся и самоприцеливающихся боевых элементов кассетных авиационных и артиллерийских боеприпасов;
- комплекс оптико-электронного подавления «Штора-1»;
- специальные конструктивные мероприятия снижающие опасность травмирования экипажа при подрыве танка на мине;
- автоматическое быстродействующее противопожарное оборудование с датчиками во всех отделениях танка для быстрого подавления возникающих очагов пожара в танке;
- деформирующая окраска, комплекс других конструктивных и технологических мероприятий снижают вероятность обнаружения танка;
- герметичный корпус и фильтр-вентилятор предотвращают попадание внутрь танка токсичных, бактериологических и радиоактивных веществ;
- антирадиоктивный материал снижающий влияние ядерной радиации на экипаж.
Бронирование башни танка Т-90 относится к «полуактивному» типу. В передней части башни расположены две полости, расположенные под углом 55 градусов к продольной оси орудия, в которых размещены пакеты спецбронирования «полуактивного» типа. Структура брони с отражающими листами представляет собой преграду, состоящую из 3-х слоев: плиты, прокладки и тонкой пластины. Эффект от использования «отражающих» листов может достигать 40% в сравнении с монолитной броней той же массы.
На модернизированные Т-90, вместо литых, стали устанавливаться сварные башни улучшенной технологичности. Забронированный объем увеличился на 100 литров.
Повышенный уровень бронирования новой сварной башни танка Т-90 обеспечивается путем одновременного применения комплекса различных методов и способов усиления защиты, среди которых основными являются: повышение динамической прочности используемых броневых материалов, разработка новых и совершенствование известных конструктивных схем бронеузлов и применяемых в них защитных наполнителей, использование дополнительных защитных динамических устройств, оптимизация всего комплекса защитных мероприятий с учетом могущества средств поражения танка при заданных ограничениях по массе и габаритам. Применительно к башням танков одним из существенных резервов усиления их противоснарядной защиты является повышение стойкости применяемой для башен стальной брони. В настоящее время основа башни изготавливается из литой брони средней твердости, которая существенно (на 10-15%) уступает по противоснарядной стойкости катаной броне средней твердости.
Реализация преимуществ конструкции башни из проката в сравнении с литой башней возможна только тогда, когда ее противоснарядная стойкость и живучесть в местах расположения соединений деталей из катаной брони отвечает общим требованиям по противоснарядной стойкости и живучести башни в целом, поэтому детали башни танка Т-90 выполнены таким образом, что при сборке и сварке из них башни основной металл сопрягаемых деталей полностью или частично перекрывает со стороны снарядного обстрела стыки деталей и сварные швы, кроме того, каждая броневая стенка имеет опору на крышу и донный лист непосредственно или через промежуточные детали.
Встроенная динамическая защита
Комплекс встроенной динамической защиты «Контакт-5» с ЭДЗ 4С22 обеспечивает значительное повышение противоснарядной стойкости танка. Встроенная динамическая защита прикрывает более 50% наружной поверхности лобовых деталей корпуса и башни, бортов и крыши танка. ВДЗ обеспечивает снижение бронепробиваемости кумулятивных боеприпасов на 50-60%, а бронебойно-подкалиберных снарядов на 20%, за счёт создания мощного бокового импульса, позволяющего дестабилизировать или разрушить сердечник БПС перед тем, как он начнет взаимодействие с основным бронированием.
Встроенная динамическая защита включает 8 секций на башне, 12 секций на ВЛД и 6 секций на бортовых экранах.
Встроенная динамическая защита имеет высокие боевые и эксплуатационные характеристики, в том числе:
- безопасность при попадании в нее от пуль стрелкового оружия калибром до 12,7 мм, а также снарядов малокалиберных пушек калибром до 30 мм;
- отсутствие передачи детонации от одной секции к другой;
- отсутствие детонации при воздействии зажигательными средствами типа «напалм» и других горючих жидкостей;
- возможность использования в температурном диапазоне от -50 до +50 °С;
- гарантированный срок эксплуатации - не менее 10 лет;
- установка и обслуживание силами экипажа;
- безопасность при обслуживании и ремонте машины даже с применением электрогазосварки.
Время установки элементов динамической защиты в секциях на машины силами экипажа составляет 3,5 ч.
На Т-90А введены элементы динамической защиты 4С23 комплекса 3-го поколения «Реликт» со значительно большей эффективностью по БПС, ударноядерным боеприпасам и тандемным ПТУР.
Оценка бронирования T-90:
Против кинетических боеприпасов (ОБПС):
- башня - 800-830 мм;
- корпус (верхняя лобовая деталь) - 830 мм.
Против кумулятивных боеприпасов:
- башня - 1150-1350 мм;
- корпус (верхняя лобовая деталь) - 1350 мм.
Комплекс оптико-электронного подавления ТШУ-1 «Штора-1»
КОЭП «Штора-1»: предназначен для защиты танка от поражения противотанковыми управляемыми ракетами и создания помех противотанковым средствам с лазерными дальномерами и системами наведения боеприпасов.
Комплекс состоит из станции оптико-электронного подавления (СОЭП), системы постановки завес (СПЗ) и системы управления комплексом.
СОЭП обеспечивает защиту танка от ПТУР с полуавтоматической системой наведения типа «TOW», «HOT», «Milan», «Dragon». При одновременном нахождении в поле зрения координатора трассера ПТУР и осветителя СОЭП координатор выдает на ракету команды управления, не соответствующие истинному отклонению ракеты от линии визирования, что влечет за собой ее промах.
СОЭП из двух осветителей ОТШУ-1-7, двух модуляторов и пульта управления.
СПЗ предназначена для создания помех ПТУР, имеющим полуактивную лазерную головку самонаведения, работающую по отраженному от цели лазерному лучу (типа «Maverick», «Hellfire»), ПТУР и артиллерийским системам, которые используются с лазерными целеуказателями и дальномерами, а также для маскировки танка постановкой аэрозольной завесы.
СПЗ обеспечивает световую индикацию направления и звуковую сигнализацию об облучении танка лазерными средствами; автоматический отстрел в направлении облучения аэрозольной гранаты, образующей аэрозольное облако, которое закрывает танк от противника, ослабляет и частично отражает лазерное излучение, нарушая тем самым работу головок самонаведения и затрудняя работу наводчиков артиллерийских систем; отстрел гранат из заряженных пусковых установок в ручном режиме (в аварийных ситуациях); встроенный контроль системы.
В СПЗ входят: индикатор лазерного излучения, состоящий из двух головок точного определения направления и двух головок грубого определения направления; система управления, состоящая из блока управления и пульта управления; система пуска дымовых гранат, состоящая из пульта управления и 12 пусковых установок аэрозольных гранат.
Режимы работы СПЗ: автоматический и полуавтоматический (в последнем решение о постановке дымовой завесы принимает командир). Дальность постановки аэрозольной завесы гранатой 3Д17 - 50-80 м, размеры дымовой завесы от одной гранаты через 3 с после выстрела - 15 м по высоте и 10 м по фронту.
Станция оптико-электронного подавления обеспечивает постановку помех в виде модулированного ИК-излучения в диапазоне длин волн 0,7-2,5 мкм в секторе +-20 градусов от оси канала ствола по горизонту и на 4,5 градуса - по вертикали.
Система постановки аэрозольной завесы реагируют на лазерное излучение в пределах 360 градусов по азимуту и -5...+25 в вертикальной плоскости. Вес системы - около 400 кг.
КОЭП ТШУ-1 «Штора-1» имеет встроенные системы контроля и самоконтроля систем.
Оснащение танка Т-90 комплексом оптико-электронного подавления дает преимущество в танковых дуэлях с противником, а также значительно снижает эффективность применения им современных противотанковых средств.
Противопожарное оборудование
Противопожарное оборудование (ППО) танка Т-90 представляет собой автоматическую систему 2-кратного действия. Для тушения очагов возгорания имеется 4 баллона с огнегасящей смесью «хладон 114В2» и «хладон 13В1». 10 оптических и 5 термодатчиков (в моторно-трансмиссионном отделении) и быстродействующие баллоны обеспечивают обнаружение пожара и выброс 90% огнетушащего состава за время, не превышающее 150 миллисекунд с момента возникновения очага возгорания. Принцип действия системы основан на огнетушащем действии галоидоуглеводородов, т.е. на ингибирующем (тормозящем) эффекте, заключающемся во внесении в зону пламени отрицательного катализатора реакции окисления углеводородов. Система ППО может приводиться в действие автоматически или вручную от кнопок на пультах управления у командира машины или механика-водителя. Кроме того, машина оснащается двумя ручными углекислотными огнетушителями.
Противоминная стойкость
Специальные конструктивные мероприятия снижают опасность травмирования экипажа при подрыве танка на мине. К таким мероприятиям относятся повышение жесткости днища машины, установка в отделении управления пиллерсов, крепление сиденья механика-водителя к крыше корпуса.
Для преодоления минных полей и проделывания в них проходов на танк могут навешиваться колейные ножевые минные тралы КМТ-6М2 или КМТ-8, а также катково-ножевой минный трал КМТ-7. Тралы могут устанавливаться в комплексе с системой электромагнитной защиты, вызывающей нейтрализацию (преждевременный подрыв) мин с радио и магнитометрическими взрывателями.
Система защиты от ОМП
Система коллективной защиты ЗЭЦ13-1, обеспечивает защиту экипажа и внутреннего оборудования танка от последствий применения противником ОМП посредством герметизации внутреннего объема танка и создания избыточного давления очищенным в фильтровентиляционной установке (ФВУ) воздухом. В состав системы входят: датчик системы - прибор радиационной и химической разведки ГО-27, аппаратура управления исполнительными устройствами, исполнительные устройства, ФВУ. Система 3ЭЦ13-1 может приводиться в действие автоматически или вручную.
Подвижность
Двигатель и обеспечивающие его работу системы
На танке Т-90 используется многотопливный 4-тактный, 12-цилиндровый, V-образный, быстроходный дизель В-84МС, с жидкостным охлаждением и с непосредственным впрыском топлива, с наддувом от приводного центробежного компрессора.
Максимальная мощность (при частоте вращения коленчатого вала 2000 об/мин) при работе на дизельном топливе 840 л.с. Дизель разработан на базе двигателя В-46 с применением комплекса новых конструктивных решений. Этот же двигатель использовался на последних модификациях танков Т-72.
Система питания топливом с многосекционным топливным насосом, связанным с форсунками посредством трубопроводов высокого давления. Емкость системы с двумя наружными бочками - 1600 л, емкость внутренних топливных баков - 705 л.
Топливная система ранних Т-90 повторяла Т-72. На Т-90А введены меры по снижению ее пожароопасности: топливные баки выполнены по ячеистой структуре, протектированными.
В системе питания воздухом используется комбинированный двухступенчатый воздухоочиститель. Первая ступень осуществляет очистку поступающего в двигатель воздуха инерционным способом при помощи противоточных циклонов с тангенциальным входом воздуха. Вторая ступень очистки происходит в масляноконтактных проволочных кассетах - три кассеты с проволочной набивкой, две из которых пропитаны маслом. Собирающаяся при очистке пыль удаляется из пылесборника эжекционным способом. Степень очистки воздуха - 0,98.
Система смазки двигателя комбинированная, принудительная с «сухим картером». Заправочная емкость системы 76 л, масляных баков - основного 27 л, дополнительного 38 л и запасного наружного 35 л. В системе смазки используется всесезонное масло М-16ИХП3.
Нормальный тепловой режим работы двигателя в любых климатических условиях обеспечивает жидкостная система охлаждения, закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Продувка воздуха через радиаторы осуществляется центробежным вентилятором. Заправочная вместимость системы охлаждения 90 л.
Для облегчения запуска двигателя в зимних условиях на танке имеется система подогрева, обеспечивающая подогрев охлаждающей жидкости и масла в системах охлаждения и смазки двигателя. При этом нагретая охлаждающая жидкость циркулирует по системе и обеспечивает разогрев самого двигателя, таким образом создавая нормальные условия для его легкого пуска. Система подогрева имеет форсуночный подогреватель и насос принудительной циркуляции охлаждающей жидкости. Максимальный расход топлива подогревателем составляет 7,5 л/ч.
Запуск двигателя осуществляется системой пуска. Основной запуск осуществляется сжатым воздухом от двух воздушных баллонов емкостью по 5 л. Кроме того, можно запускать двигатель и при помощи стартер-генератора СГ-18-1С или комбинированным способом - воздухом и стартер-генератором.
Зарядку воздушных баллонов системы пуска двигателя и обеспечение работы некоторых других систем (системы гидропневмоочистки смотровых приборов, например) осуществляется воздушной системой. Она включает в себя приводной, поршневой, 3-ступенчатый, 2-цилиндровый, компрессор АК-150СВ воздушного охлаждения, влагомаслоотделитель, фильтр, кран отбора воздуха и трубопроводы высокого давления. Рабочее давление системы составляет 120...160 кГ/см2.
Для предупреждения аварийных ситуаций предусмотрена система аварийной сигнализации, блокировки пуска двигателя по низкому давлению и низкой температуре масла двигателя; блокировки пуска подогревателя при отсутствии охлаждающей жидкости и прекращения его работы при высокой температуре или потере охлаждающей жидкости.
В систему входят: блок аварийной сигнализации БАС-6А; сигнальное табло ТС-6А; приемник давления ПД-1Т-15 для измерения давления в системе смазки двигателя; приемник термометра П-1 для измерения температуры масла в основном масляном баке двигателя; приемник термометра П-1 критической температуры охлаждающей жидкости; датчик уровня охлаждающей жидкости.
Данная система облегчает работу механика-водителя. Контроль за силовой установкой и другими системами танка осуществляется не только по щитку контрольных приборов, но и по сигнальному табло системы аварийной сигнализации.
На последних выпусках танков Т-90 устанавливается более мощный двигатель В-92С2 с газотурбинным наддувом от одного турбокомпрессора. Его максимальная мощность (при частоте вращения коленчатого вала 2000 об/мин.) при работе на дизтопливе 736 кВт (1000 л.с.).
Дизель разработан на базе двигателя В-84 с применением комплекса новых конструктивных решений. Изменения в конструкции практически не нарушают взаимозаменяемость дизеля с базовым при установке на изделие.
Трансмиссия
Высокую подвижность танка обеспечивает механическая трансмиссия с входным редуктором, двумя бортовыми коробками передач и соосными бортовыми редукторами.
Входной редуктор обеспечивает передачу крутящего момента от двигателя на бортовые коробки передач. Он представляет собой повышающий шестеренчатый редуктор и имеет приводы на компрессор, стартер-генератор и вентилятор системы охлаждения.
Коробки передач планетарные с гидроуправлением. Имеют 7 передач вперед и одну заднего хода. Поворот машины осуществляется включением пониженной передачи в коробке передач со стороны отстающей гусеницы. Привод управления коробками передач гидравлический с механическим приводом золотников, обеспечивается системой гидроуправления и смазки. Общая вместимость системы 57 л, заправочная вместимость бака 42 л. Привод тормоза механический.
Ходовая часть
На Т-90 первых выпусков использовалась ходовая часть, полностью заимствованная у танка Т-72Б. На последних выпусках машин применяется усовершенствованная ходовая часть. Гусеничный движитель та… Продолжение »