Проект 1144 Орлан

Эволюция чисто ракетных крейсеров занимает сравнительно небольшой временной период. Как не покажется на первый взгляд странным, и в нашем и в американском флотах эти корабли, несмотря на богатую биографию классических крейсеров, «выросли» из эскадренных миноносцев и составили самостоятельное направление теперь уже в мировом военном кораблестроении. Отличительная особенность этих крейсеров – практически полное отсутствие конструктивной защиты, что делает их кораблями «одного боя» или «одной атаки». Причины в том, что они создавались прежде всего для ракетно-ядерной войны и поэтому считалось, что традиционная защита им была не нужна. Подобные взгляды господствовали и в США и в СССР почти до конца 1970-х годов. Особое место в развитии крейсеров занял подкласс атомных крейсеров.

В 1959 году в СССР была завершена постройка первого в мире надводного корабля с атомной энергетической установкой – ледокола «Ленин», а в 1961 году в боевой состав ВМС США вошёл первый атомный боевой надводный корабль – крейсер УРО «Лонг Бич».

Сейчас уже трудно сказать, послужили ли именно эти события толчком к созданию отечественного боевого атомного надводного корабля или же последнее было продиктовано естественным развитием военно-морской техники. Скорее всего сыграли свою роль и те и другие обстоятельства. Фактом однако остается то, что исследования по определению облика первого боевого надводного атомохода начались только в 1964 году, что в очередной раз поставило СССР в положение догоняющей стороны. В немалой степени причину подобной неторопливости следует искать в известных своеобразных взглядах H.С.Хрущева на роль и развитие ВМФ и, в частности, надводных кораблей (особенно крупных).

Основной предпосылкой, положенной в основу исследований, явилось желание иметь океанский корабль неограниченной автономности, способный самостоятельно действовать в удаленных районах мирового океана, то есть корабль-рейдер, который в отличие от предшественников периода второй мировой войны должен был искать и уничтожать не торговые суда, а атомные подводные лодки-ракетоносцы. Исследования завершились тактико-техническим заданием ЦКБ промышленности на разработку проекта большого противолодочного корабля с АЭУ водоизмещением 8000 тонн. Разработку проекта было поручено вести коллективу Ленинградского Северного проектно-конструкторского бюро, главным конструктором и руководителем коллектива проектантов был назначен Б.И.Купенский, до этого являвшийся главным конструктором первых отечественных газотурбинных ЭМ (БПК) пр.61. От ВМФ главным наблюдающим за проектированием и строительством корабля с самого начала и до окончательной передачи флоту капитан 1 ранга А.А.Савин. Забегая вперёд, хотелось бы отметить, что и Б.И.Купенский и А.А.Савин оказались достойными друг друга партнёрами. Несправедливо было бы умолчать и еще об одном руководителе проекта – Главнокомандующем ВМФ С.Г.Горшкове, любившим заниматься вопросами строительства ВМФ и в частности проектированием кораблей. «Орлан» – такое наименование получил проект нового атомного корабля – с самого начала стал любимым детищем Главкома, в создании которого, без преувеличения, он принял непосредственное участие. «Орлан» получил номер проекта 1144.

Проектирование «Орлана» было сложным и довольно медленным процессом. С первых же этапов «поползло вверх» водоизмещение, что начало диктовать поиски всё новых и новых вариантов главной энергетической установки, в первую очередь, – паропроизводящей её части. Ледокольная и лодочная ППУ не годились: не хватало агрегатной мощности, возникали серьёзные трудности в компоновке, противоречившие требованиям. В конце концов было принято решение на создание специальной ППУ. Из одно- или двухреакторных вариантов остановились на втором. Лично Главком потребовал размещения резервной ЭУ на органическом топливе. Его опасения было можно понять: отечественный опыт эксплуатации атомных кораблей был сравнительно небольшим, боевой корабль – это всё же не ледокол. Принципиально новым решением было внедрение на корабле надводной конструктивной защиты. В середине 1950-х годов после обстрелов ракетами бронированных отсеков недостроенного тяжелого крейсера пр.82 «Сталинград» решили, что никакая броня ракеты «не держит». Бронирование надводных кораблей было признано нецелесообразным, броневое дело, технология и кадры постепенно становились достоянием истории. Собственно, в те годы и бронировать было особенно и нечего, новые надводные корабли по своему конструктивному исполнению независимо от классификации, размерений и водоизмещения оставались миноносцами. Кроме того, доля водоизмещения, ранее выделявшаяся на бронирование (напомним: на линкорах – до 40%, на крейсерах – до 25%) интенсивно «съедалась» расширением номенклатуры оружия и вооружения, ростом потребных для него площадей, объёмов, энергопотребления, а также всё возрастающими требованиями к обитаемости экипажа, особенно заговоривших на корабле с большой автономностью.

И всё же диалектический спор брони со снарядом в пользу последнего оказался нерешённым (заметим, до настоящего времени), а защита вновь была признана средством, существенно повышающим живучесть корабля. Однако в той же области нужно было начинать практически с «чистого листа». Работа по надводной конструктивной защите позволила создать комплекс технических решений, синтезировавших тогдашние достижения в технологии, материаловедении и конструировании с существовавшими представлениями о характере поражающих факторов боеприпасов, могущих действовать по кораблю. Наконец, после перерыва на корабле пр.1144 появилась конструктивная защита. Конечно она не повторяет схемы прошлого и предназначена для защиты только наиболее важных объектов от воздействия ракетного оружия. Такая схема защиты стала называться «локальной», в отличие от «цитадельной» защиты применяемой на линкорах, авианосцах и артиллерийских крейсерах прошлого. Большая часть вооружения крейсера с этой целью была спрятана под палубой.

С самого начала признавалось, что решение главной задачи кораблём будет обеспечено только при наличии его достаточной боевой устойчивости. Не вызывало сомнений, что главным его врагом явится мощная авиация, поэтому в процессе проектирования постепенно предусматривалось эшелонирование по принципам, калибрам и номенклатуре средств ПВО. Противокорабельные же ракеты на «Орлане» появились в результате желания расширить задачи корабля включением нанесения ударов по авианосным группировкам вероятного противника: наконец сообразили, что беспрепятственно разгуливать по океану, искать и топить подводные ракетоносцы противник просто так, видимо, не позволит.

Таким образом, исподволь, не сразу, в результате поисков, иногда и перерывов становился всё конкретнее облик первого отечественного не только атомного, но и многоцелевого корабля, возможности, водоизмещение и размерения которого уже никак не укладывались в понятие «противолодочный корабль» даже «очень большой». Поэтому на одном из этапов проектирования «Орлан» получил окончательную классификацию атомного ракетного крейсера, к которому несколько позже добавился ещё один признак – «тяжёлый». Следует заметить, что это был, опять же, первый отечественный тяжёлый крейсер, завершённый постройкой, если не смешивать этот подкласс крейсеров с броненосными и тяжёлыми авианосными крейсерами.

В 1972 году техническое проектирование корабля было завершено, а в 1974 году состоялась его закладка на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде. Головной крейсер получил наименование «Киров», как в честь партийного деятеля, так и в честь первого лёгкого крейсера советской постройки, оставившего заметный след в истории нашего ВМФ. От крейсера-предшественника новый «Киров» вместе с именем унаследовал Краснознамённый кормовой флаг и соответствующее почётное наименование. Постройка такого крупного корабля конечно же не осталась незамеченной на западе, где ему первоначально присвоили обозначение «Balcom-I» (Baltica - Combatant), а после его ввода в строй – «Kirov class».

Атомные ракетные крейсеры проекта 1144 прямых аналогов за рубежом не имеют: американские атомные крейсеры УРО типа «Вирджиния» по водоизмещению в 2.5 раза меньше, а несерийный первенец «Лонг Бич» также меньше в 1.5 раза. Полное водоизмещение нашего корабля достигает почти 26000 тонн.

На корабле пр.1144 установлена двухвальная энергетическая установка в составе двухреакторной ППУ общей мощностью 600 мВт, двух паровых турбин мощностью по 70000 л.с. каждая. Паропроизводящая установка состоит из двух автономных секций, в состав каждой входит водо-водяной реактор со всеми обслуживающими его системами и устройствами и размещена в реакторном отсеке. Паротурбинная установка разделена на две автономные части (как на ледоколе «Ленин»), расположенные в нос и в корму от ППУ. Каждый ГТЗА работает на свою линию вала. В резервном варианте турбины получают пар от двух автоматизированных паровых котлов на органическом топливе паропроизводительностью по 115 т/час. Разветвлённая сеть трубопроводов позволяет осуществлять подачу пара и конденсата к любой части установки по любому борту. Чтобы в случае нарушения герметичности парогенераторов исключить попадание радиоактивных загрязнений в пар, используемый для общекорабельных нужд (бани, душ, вентиляция и т.д.), для его генерации предусмотрены теплообменники (парогенераторы низкого давления), обогреваемые паром вторичного контура.

Под АЭУ крейсер развивает полную скорость более 30 узлов. Резервные паровые котлы обеспечивают при бездействующих реакторах скорость хода 17 уз и дальность плавания около 1000 миль. Электроэнергетическая система корабля включает четыре турбогенератора мощностью по 3000 кВт и четыре газотурбогенератора мощностью по 1500 кВт, размещённых в трёх отсеках.

Главное ударное оружие корабля – противокорабельный ракетный комплекс «Гранит». 20 ПКР П-700 размещены в подпалубных пусковых установках с углом возвышения 47 градусов в носовой части. Принципы построения и источники целеуказания на комплексе «Гранит» аналогичны таковым на комплексе «Базальт» – то есть спутники радиолокационной разведки (2 станции «Коралл-БН»), самолёты и вертолёты разведки и целеуказания, общекорабельные активные и пассивные средства освещения обстановки. Однако, ПКР «Гранит» полностью автономны в полёте, имеют сложную программу атаки целей (одна ракета в залпе летит несколько выше остальных и осуществляет ими управление и целераспределение, перед самой целью выполняется сложный противозенитный манёвр), повышенную помехозащищённость и дальность до 600 км.

Зенитное ракетное оружие на крейсере «Киров» такое же, как и на крейсере «Слава» пр.1164, за исключением того, что на пр.1144 установлены два ЗРК «Форт» с общим боекомплектом 96 зенитных ракет. Пусковые установки вертикального пуска расположены носовее ПУ комплекса «Гранит», а станции наведения ракет – на крыше носовой и кормовой надстроек. Комплексы самообороны «Оса-М» с выдвихными двухбалочными пусковыми установками расположены побортно от носовой надстройки.

Артиллерийское оружие корабля представлено двумя одноорудийными 100-мм автоматическими орудиями АК-100 с радиолокационной системой управления «Лев», расположенными в корме по возвышенно-линейной схеме (хотя по первоначальному проекту предусматривалась одна двухорудийная 130-мм АК-130, но она к тому времени была ещё не готова).

На первых двух кораблях пр.1144, как и на пр.1164, в качестве средств ближней самообороны были размещены 30-мм шестиствольные автоматы АК-630М с системой управления «Вымпел» – всего четыре батареи по два автомата и одной системой управления в каждой.

Противолодочное вооружение головного крейсера включает мощный автоматизированный гидроакустический комплекс «Полином» с основной антенной в носовом бульбовом обтекателе и дополнительной буксируемой антенной в корме, который обеспечивает боевое применение ПЛУР, торпедного оружия и РБУ. На «Кирове» установлен противолодочный ракетный комплекс «Метель» в составе двухконтейнерной наводящейся в двух плоскостях пусковой установки, с боекомплектом 10 ракето-торпед в двух подпалубных горизонтальных барабанах. Два 533-мм пятитрубных торпедных аппарата размещены, как и на «Славе», внутри корпуса корабля. Стрельба осуществляется через бортовые лацпорты, которые по-походному закрыты ставнями. Набор противолодочных средств дополняют две реактивные бомбомётные установки РБУ-1000 (72 глубинные бомбы) и одна – РБУ-6000 (108 бомб), основным назначением которых является поражение атакующих корабль торпед. Помимо этого в боекомплект РБУ-6000 входят 12 глубинных бомб-отводителей типа «Магнетит».

На корабле базируется авиационный отряд вертолётов из трёх машин в вариантах: разведки и цепеуказания, противолодочном, поисково-спасательном. Первоначально это были вертолёты Ка-25, на более новых кораблях – Ка-27. Для их базирования предусмотрен подпалубный ангар, погреба боезапаса, подъёмник, взлетно-посадочная площадка. Для экипажей вертолётов и техников имеются отдельные каюты. Для ближней навигации вертолётов используется радиолокационная система «Привод-В» с двумя антенными постами на фок-мачте.

Крейсер оснащён новейшим радиоэлектронным вооружением с РЛС различного назначения в составе радиолокационного комплекса «Флаг» (РЛС «Восход» и «Фрегат-М»), навигационными РЛС. Многочисленные средства РЭБ представлены системами «Кольцо», «Гурзуф» и «Ограда», а также комплексами выстреливаемых помех ПК-2 (боекомплект 400 снарядов). Комплекс радиосвязи «Тайфун-2» объединяет в себе средства связи различного диапазона волн, в том числе систему спутниковой связи «Цунами-БМ». Управление всеми средствами обнаружения и системами оружия осуществляется с помощью БИУС «Аллея-2М». Кроме того, корабль оборудован средствами для выполнения функций флагмана корабельной группы.

Большие размеры корабля позволили обеспечить высокую обитаемость и комфорт. В распоряжении экипажа имеются кинотеатр, бассейн, сауна, спортзал и многое другое. Матросы и старшины обеспечены маломестными кубриками, а офицеры и мичманы – отдельными каютами.

Многоцелевые атомные крейсеры пр.1144 вобрали в себя практически всю номенклатуру боевых и технических средств, созданных для боевых надводных кораблей в СССР. Их строительство в силу целого ряда причин, среди которых большая сложность, трудоёмкость и ряд субъективных факторов, велось неудовлетворительно медленно: поступление в состав ВМФ серии растянулось более чем на десятилетие. И хотя, как видим, в ходе строительства ряд образцов оружия заменялся на более современные (что имеет и негативную сторону – усиливается разнотипность), нужен ли новый атомный корабль, или нет – это вопрос особого содержания, на который нет однозначного ответа. Подтверждением тому – прекращение строительства в США атомных крейсеров УРО десять лет назад и отсутствие их в программах военного кораблестроения в ближайшие годы. С другой стороны это вовсе не означает, что у атомных надводных кораблей совсем нет будущего. Например, использование атомной энергетики на авианосцах при определённых условиях вполне целесообразно и перспективно.

Модификации. Начиная со второго корпуса, состав вооружения крейсеров, получивших номер проекта 11442, стал меняться. В основном это коснулось вооружения, которое не было готово к постройке первого корабля (ПЛРК «Водопад», 130-мм артустановка АК-130, противоторпедный комплекс «Удав-1», зенитные ракетно-артиллерийские комплексы «Кортик»). Изменениям подверглось и радиоэлектронное вооружение. Так, начиная со второго корпуса на кораблях устанавливалась новая БИУС «Лесоруб», комплекс РЭБ «Гурзуф» заменялся на «Кантата-М», комплекс космической связи «Цунами-БМ» – на «Кристалл-БК» и т. д. Всё это вызвало изменения в архитектуре надстроек и мачт, а стандартное водоизмещение крейсера несколько выросло. Таким образом все четыре корабля серии значительно отличались друг от друга.

Программа строительства. В 1974 г. головной ТАРКР «Киров» был заложен на стапеле Балтийского ССЗ в Ленинграде (завод №189). Постройка пр.1144 велась не очень ритмично, с перерывами и неспешно. Уместно напомнить, что вкус к строительству военных кораблей у завода отбили ещё в разгар хрущевской «оттепели». И хотя он не строил их уже около 20 лет, разделка на металл почти готовых красавцев крейсеров пр.68-бис, как у нас говорят, навсегда сохранилась в памяти потомков. Крейсер «Киров» был спущен на воду только в конце 1977 года и наконец в 1980 году он начал испытания и вошёл в состав флота. До развала СССР на этом заводе удалось построить ещё два корабля по пр.11442: «Фрунзе» и «Калинин». Последний – четвёртый – корабль этого типа, имевший вначале наименование «Андропов», достраивался уже в России под названием «Пётр Великий». Только осенью 1995 г. он был торжественно введён в строй и затем перебазирован в Кронштадт для подготовки к прохождению государственных испытаний. Планировавшийся пятый корпус не закладывался.

Статус на 2007 г. ТАРКР «Киров» и «Калинин» вошли в состав Северного флота, а «Фрунзе» – Тихоокеанского. После ликвидации СССР в 1992 году все крейсеры этого проекта сменили названия: «Киров» – на «Адмирал Ушаков», «Фрунзе» – на «Адмирал Лазарев», «Калинин» – на «Адмирал Нахимов», 4-й – «Андропов» – на «Пётр Великий» (конечно новые названия более внушительны и имеют морские корни, но ведь и название первого советского крейсера прошедшего Великую Отечественную войну – «Киров» – тоже имеет славные традиции).

В связи с недостаточным финансированием флота, ни один из первых крейсеров пр.1144 и пр.11442 не проходил капитального ремонта, поэтому в 1994 году из всей серии фактически действующим кораблём оставался лишь «Адмирал Нахимов» (на СФ), а достройка четвёртого корпуса сильно затянулась. Только осенью 1995 г. «Пётр Великий» был торжественно введён в строй и затем перебазирован в Кронштадт для подготовки к прохождению государственных испытаний, а его реальное введение в состав ВМФ состоялось лишь в апреле 1998 г.

«Адмирал Ушаков» номинально хотя и находился в строю на СФ, и даже была организована кампания по сбору стредств на его ремонт, так и не дождался своего часа. «Адмирал Лазарев» на ТОФ к концу 1990-х нуждался в перезагрузке активной зоны реактора, но в связи с тем, что на Дальнем Востоке эта процедура невыполнима (отсутсвуют необходимые мощности на заводе «Звезда»), крейсер был выведен в резерв и повидимому вскоре будет списан. В 1999 г. «Адмирал Нахимов» встал на ремонт на «Севмашпредприятии», где и находится до сих пор. В то время как «Пётр Великий» активно участвует в боевой службе Северного флота и регулярно привлекается к учениям.

Корабли

Адмирал Ушаков принят на вооружение в 1980

До 22 апреля 1992 г. - "Киров". Строительство началось 27 марта 1974 г. Спущен на воду 27 декабря 1977 г. и принят в эксплуатацию 30 декабря 1980 г. Корабль имеет постоянное место базирования в г.Североморске. Находится в резерве после аварии 1990 г.

Адмирал Лазарев принят на вооружение в 1984

До 1992 г. - "Фрунзе". Строительство началось 27 июля 1978 г. Спущен на воду 26 мая 1981 г. и принят в эксплуатацию 31 октября 1984 г. Корабль имеет постоянное место базирования в г.Североморске.

Адмирал Нахимов  принят на вооружение в 1988

До 1992 г. - "Калинин"

Петр Великий принят на вооружение в 1996

До 1992 г. - "Юрий Андропов".

В октябре 1996г. "Петр Великий" находился в Балтийском море на ходовых испытаниях. Разгоняли корабль до максимального хода, определяли маневренные элементы — инерцию, выбег, диаметр циркуляции. В борьбе с подводными лодками или надводными кораблями без максимального использования скоростных и маневренных возможностей не обойтись.

Во время одного из таких маневров 27 октября 1996 г. в 21 ч 27 мин московского времени в носовом машинно-котельном отделении произошла беда. Высоким давлением сухого перегретого пара разорвало трубу, что вела от парового трубопровода главной турбины к предохранительному клапану. Под напором 35 атм раскаленная газовая смесь (ее температура превышала 300 градусов Цельсия) вырвалась из тринадцатисантиметрового разлома трубы и, круша в пыль стекловолокно и асбест изоляции, начала заполнять сверху вниз пространство котельной. Погибло 5 челок и шеть было обожжены.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, тонн

· стандартное

• полное
-
24 100
26 190
Основные размерения, м

· длина наибольшая (по КВЛ)

· ширина наибольшая (по КВЛ)

• осадка наибольшая (средняя)
-
251
(228)
28,5 (24)
10,33 (
н/д)
Главная энергетическая установка:

· 2 ВВР ОК-900, суммарная мощность, мВт

· 2 ППУ КН-3, 2 ГТЗА

· 2 паровых турбины,

  суммарная мощность, л.с. (кВт)

· 4 турбогенератора, мощность, кВт

· 4 газотурбогенератора, мощность, кВт

· 2 резервных паровых котла,

  суммарная мощность, кВт
 
атомная
600
-
-

140 000 (102 900)
4
х 3000
4
х 1500
-
н/д
2 вала; 2 гребных винта
Скорость хода, уз:

· наибольшая под реакторами

• наибольшая под котлами
-
31
17
Дальность плавания под котлами, миль
(при скорости, уз)
-
1000 (17)
Автономность, сут. 60
Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров) 710 (82)

ВООРУЖЕНИЕ

Ударное ракетное:

· УВП СМ-233 ПКРК П-700 «Гранит»

  ПКР П-700 (SS-N-19 «Shipwreck»)
-
20
Х 1
20
Зенитное ракетное:

· УВП Б-203А ЗРК С-300Ф «Форт»

  ЗУР 5В55РМ (SA-N-6 «Grumble»)

· ПУ ЗиФ-122 ЗРК 4К33 «Оса-М»

  ЗУР 9М33М (SA-N-4 «Gecko»)
-
12
Х 8
96
2 Х 2
40
Противолодочное ракетное:

· ПУ ПЛРК УРПК-3 «Метель»

  ПЛУР 85-Р (SS-N-14 «Silex»)
-
1
Х 2
10
Артиллерийское:

· 100-мм АУ АК-100

• 30-мм ЗАК АК-630М
-
2
Х 1
8
Х 6
Торпедное:
• 533-мм ТА ПТА-53-1144
-
2
Х 5
Противолодочное/противоторпедное:

·

РБУ-6000 «Смерч-2»

 

  РГБ-60

·

РБУ-1000 «Смерч-3»

 

  РГБ-10
-
1
Х 12
108
2 Х 6
72
Авиационное:

· вертолёты Ка-25РЦ,

Ка-27… Продолжение »