|
…ая из двух гусениц состояла из 74 траков и 148 пальцев. Ширина гусеницы 550 мм. Траки - 37 плоских и 37 гребневых (У машин выпуска 1942-1946 годов гусеницы состояли из 72 траков шириной 500 мм, шаг трака 172 мм. Масса одной гусеницы 1150 кг) - отливались из высококачественной стали и подвергались специальной термообработке. Осевое перемещение пальцев в проушинах траков ограничивалось заклепками, вставленными в отверстия крайних проушин гребневых траков. Внешняя поверхность траков имела ребра жесткости, образующие постоянную шпору, увеличивающую сцеплению гусеницы с грунтом. На танке имелись добавочные съемные грунтозацепы (шпоры), представляющие собой литой угольник с двумя отверстиями, крепящийся на траке двумя болтами, которые применяются в случае движения танка по слабым грунтам и обледенелым дорогам. Съемные шпоры устанавливались через три трака на четвертом. Направляющие колеса с механизмами натяжения располагались в передней части танка (справа и слева). Основными деталями направляющего колеса являлись: корпус колеса с обрезиненным бандажом, кривошип и натяжной механизм. Корпус колеса представлял собой стальную фигурную отливку с напрессованными двумя обрезиненными стальными бандажами. Натяжение гусеницы осуществлялось поворотом кривошипа при вращении червячной пары механизма натяжения. Опорные катки монтировались на осях, впрессованных в балансиры. По своей конструкции балансиры передних катков отличаются от остальных расположением рычага подвески. Балансиры передних катков обоих бортов со всеми монтируемыми на них деталями были взаимозаменяемы только между собой. Балансиры остальных опорных катков изготовлены отдельно от своих осей. Ось балансира опирается в трубе корпуса на две бронзовые втулки. От осевых смещений балансиры удерживаются струнами, стягивающими балансиры обоих бортов при помощи гаек. Балансиры в сборе взаимозаменяемы только с балансирами одного борта (правого или левого). Опорный каток состоит из ступицы, двух дисков с обрезиненными бандажами и двух подшипников. С наружной стороны ступица закрывается броневым колпаком, который крепится пятью болтами. Диски катка имеют 12 отверстий для стягивающих болтов. Каток закрепляется на оси с помощью гайки со стопором. Величина хода катков: для первого - 75 мм, для второго, четвертого и пятого - 115 мм и для третьего - 90 мм. Ход катков ограничивается штоками подвесок и гусеничной лентой, за исключением передних катков, ход которых ограничивался резиновыми амортизаторами, находившимися внутри корпуса под подвесками. Диаметр катков 830 мм. Опорные катки, выпускавшиеся разными заводами, существенно отличались по конструкции и внешнему виду: литые или штампованные, с резиновыми бандажами или с внутренней амортизацией (летом 1942 года СТЗ выпускал катки вообще без амортизации). Корпус танка опирался на катки при помощи десяти узлов подвески. Узлы подвески передних катков были составлены из двух винтовых пружин, вставленных одна в другую. В узлах подвески остальных опорных катков пружины располагались одна над другой. Узлы подвески передних опорных катков располагались в передней части внутри корпуса и были защищены стальными кожухами. Каждый узел подвески состоял из двух винтовых пружин (внутренняя пружина вставлялась в наружную), штока с проушиной, регулировочного стакана, направляющего кольца, опоры наружной пружины. Узлы подвески 2, 3, 4 и 5 опорных катков располагались внутри корпуса танка наклонно в специальных шахтах, вваренных в корпус. Основными деталями узла подвески были: две винтовые пружины, расположенные одна над другой, шток, регулировочный стакан, гайка и направляющая втулка. Все детали узлов подвесок 2, 3, 4 и 5 опорных катков были взаимозаменяемы. Узлы подвески передних опорных катков были взаимозаменяемы только между собой. В электрооборудование танка входили: источники и потребители электрической энергии; контрольно-измерительные приборы; коммутационная и вспомогательная аппаратура, а также электрическая бортовая сеть. Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме. Основным источником электрической энергии танка являлся генератор ГТ-4563А мощностью 1 кВт, который устанавливался с правой стороны двигателя на двух кронштейнах (лапах) картера двигателя. На полу моторного отделения, по обеим сторонам двигателя, на специальных кронштейнах были установлены по две аккумуляторные батареи 6-СТЭ-128 емкостью 128 А·ч каждая, которые обеспечивали электроэнергией электропотребители танка при неработающем двигателе. Аккумуляторные батареи имели смешанное (параллельно-последовательное) соединение между собой. Реле-регулятор РРТ-4576А был смонтирован на двух амортизаторах слева от сидения водителя, выше щитка электроприборов. Основные потребители электрической энергии танка располагались: стартер СТ-700 - в специальном ложе, установленном на горловине коробки передач; пусковое реле стартера РС-371 - на кронштейне, приваренном к штампованной крышке над шестерней заднего хода коробки передач; электродвигатель механизма поворота башни МБ-20 - в ложе на поворотном механизме башни; электродвигатель вентилятора МВ-12 - в верхнем правом углу на перегородке боевого и моторного отделений. Звуковой электросигнал ГФ-4702 устанавливался внутри танка слева от водителя, на шахте подвески второго опорного катка. В передней части танка на лобовом броневом листе, на специальных кронштейнах, крепились две передние фары. В задней части танка на горизонтальном кормовом броневом листе, под сеткой жалюзи, крепился задний фонарь с двухцветным стеклом (красного и синего цвета). Слева от механика-водителя на двух резиновых амортизаторах крепился щиток электроприборов. Распределительный щиток в башне был жестко закреплен на двух бонках (на стенке башни) справа от пушки и предназначался для распределения питания аппаратов переговорного устройства, ламп ночного освещения прицела ПТ-6, плафона башни, ламп дневного освещения прицелов ПТ-6 и ТОП-6, лампы освещения угломера. Аварийный щиток устанавливался справа от сидения стрелка-радиста, на шахте подвески второго катка и предназначался для освещения боевого отделения танка. Щиток блока защиты аккумуляторов был смонтирован на перегородке боевого и моторного отделений слева по ходу танка. Справа от сиденья стрелка-радиста устанавливался выключатель АКБ ("массы"). На полу боевого отделения на специальном кронштейне было установлено вращающееся контактное устройство ВКУ. Отличительной особенностью бортовой электрической сети танка являлось смешанное включение потребителей электроэнергии. Стартер с пусковым реле и электродвигатель механизма поворота башни работали с номинальным напряжением 24 В, а остальные потребители - 12 В. Средства связи. На части танков устанавливалась телефонно-телеграфная радиостанция 71-ТК-З, предназначенная для связи между танками, танковыми подразделениями и для связи танков с взаимодействующими частями других родов войск. Впоследствии на Т-34 устанавливалась коротковолновая приемо-передающая симплексная телефонная радиостанция 9-Р, имевшая возможность принимать телеграфные немодулированные сигналы. С 1943 года Т-34 начали оснащаться модернизированными радиостанциями 9-РМ и 9-РС с расширенным диапазоном. При работе на полную штыревую антенну радиостанция обеспечивала двустороннюю связь телефоном на расстоянии 18-20 км при движении и до 25 км на стоянке. В состав радиостанции входили: передатчик и приемник с амортизацией, умформеры типа РУН-75 и РУН-10 с фильтрами, щелочной аккумулятор типа 4-НКН-10, ручной регулятор напряжения РРН, главный переключатель, ящик для запасных ламп, микрофон, два двойных телефона и телеграфный ключ, антенное устройство. Приемник радиостанции с каркасом располагался справа от сиденья стрелка-радиста, на правом борту, между подвеской переднего катка и первой шахтой. На каркасе передатчика устанавливался телеграфный ключ, фонарь для освещения передатчика и на специальном устройстве под передатчиком устанавливался умформер РУН-75. Приемник радиостанции с каркасом располагался впереди сиденья радиста на переднем наклонном броневом листе между броневым колпаком для пулемета и люком водителя. На каркасе приемника был укреплен фонарь освещения приемника, а под ним на передней балансирной трубе размещался умформер РУН-10 и аккумулятор накала. На переднем наклонном листе корпуса справа от пулемета размещались: ручной регулятор напряжения РРН и щиток питания радиостанции и ТПУ. Телефоны, микрофоны и запасное имущество радиостанции и ТПУ размещались в трех брезентовых сумках, из которых одна (большая) помещалась в башне (на правой стенке) и две небольшие в носовой части корпуса танка. Антенное устройство состояло из антенного эбонитового изолятора и стальной пружины с головкой, через которую вставлялась антенна, представляющая собой стальной или дюралевый штырь, составленный из четырех трубок метровой длины. Кроме указанного типа антенны радиостанция могла комплектоваться новым типом штыревой антенны, состоящей из эбонитового изолятора, съемного секционного амортизатора с внутренними пружинами и четырехметрового штыря, составленного из четырех стальных трубок. Антенное устройство размещалось на правом наклонном бортовом листе корпуса танка. Антенный изолятор крепился внутри броневого защитного стакана, приваренного к стальному полому валику, проходящему сквозь вводное отверстие в броневом листе и два упорных стальных подшипника, приваренных против вводного отверстия по обе стороны броневого листа. На выступавшую внутри танка часть была насажена рукоятка, при помощи которой производился поворот антенного устройства на 90° с возможностью фиксации в трех положениях:
Для внутренней телефонной и световой связи между членами экипажа, а также для выхода на внешнюю связь командира и радиста через радиостанцию в танке устанавливалось ТПУ-3. На первых танках устанавливалось переговорное устройство ТПУ-2. Позже все танки Т-34 обеспечивались переговорным устройством ТПУ-3-бис-Ф.
|