…ая из двух гусениц сос­тоя­ла из 74 тра­ков и 148 паль­цев. Ши­ри­на гу­се­ни­цы 550 мм. Тра­ки - 37 пло­ских и 37 греб­не­вых (У ма­шин вы­пус­ка 1942-1946 го­дов гу­се­ни­цы со­стоя­ли из 72 тра­ков ши­ри­ной 500 мм, шаг тра­ка 172 мм. Мас­са од­ной гу­се­ни­цы 1150 кг) - от­ли­ва­лись из вы­со­ко­ка­че­ст­вен­ной ста­ли и под­вер­га­лись специ­аль­ной термо­об­ра­бот­ке. Осе­вое пе­ре­ме­ще­ние пальцев в про­уши­нах тра­ков ог­ра­ни­чи­ва­лось за­клеп­ка­ми, встав­лен­ны­ми в от­вер­стия край­них про­ушин греб­не­вых тра­ков. Внеш­няя по­верх­ность тра­ков име­ла реб­ра же­ст­ко­сти, обра­зую­щие посто­ян­ную шпору, уве­ли­чи­ваю­щую сцепле­нию гусе­ни­цы с грун­том. На тан­ке име­лись до­ба­воч­ные съем­ные грун­то­за­це­пы (шпо­ры), пред­став­ляю­щие собой ли­той уголь­ник с дву­мя от­вер­стия­ми, кре­пя­щий­ся на тра­ке дву­мя бол­та­ми, ко­то­рые при­ме­ня­ют­ся в слу­чае дви­же­ния тан­ка по сла­бым грун­там и об­ле­де­не­лым до­ро­гам. Съем­ные шпо­ры ус­та­нав­ли­ва­лись че­рез три тра­ка на чет­вер­том.

На­прав­ляю­щие коле­са с ме­ха­низ­ма­ми на­тя­же­ния рас­по­ла­га­лись в перед­ней час­ти тан­ка (спра­ва и сле­ва). Ос­нов­ны­ми дета­ля­ми направ­ляю­ще­го ко­ле­са яв­ля­лись: кор­пус ко­ле­са с об­ре­зи­нен­ным банда­жом, кри­во­шип и на­тяж­ной меха­низм. Кор­пус ко­ле­са пред­став­лял собой сталь­ную фи­гур­ную отлив­ку с на­прес­со­ван­ны­ми дву­мя об­ре­зи­нен­ны­ми стальны­ми бан­да­жа­ми. Натя­же­ние гусе­ни­цы осуще­ст­в­ля­лось по­воро­том кри­во­ши­па при вра­ще­нии чер­вяч­ной пары ме­ха­низ­ма натя­же­ния.

Опор­ные кат­ки мон­ти­ро­ва­лись на осях, впрес­со­ван­ных в ба­лан­си­ры. По сво­ей кон­ст­рук­ции балан­си­ры перед­них кат­ков от­ли­ча­ют­ся от ос­таль­ных рас­по­ло­же­ни­ем ры­чага под­вес­ки. Балан­си­ры перед­них кат­ков обо­их бор­тов со все­ми мон­ти­руе­мы­ми на них де­та­ля­ми были взаи­мо­за­ме­няе­мы только ме­ж­ду собой. Ба­лан­си­ры осталь­ных опор­ных кат­ков из­го­тов­ле­ны от­дель­но от сво­их осей. Ось ба­лан­си­ра опира­ет­ся в тру­бе кор­пу­са на две брон­зо­вые втул­ки. От осе­вых сме­ще­ний балан­си­ры удер­жи­ва­ют­ся струна­ми, стя­ги­ваю­щи­ми ба­лан­си­ры обо­их бор­тов при по­мо­щи гаек. Ба­лан­си­ры в сбо­ре взаи­мо­за­ме­няе­мы только с ба­лан­си­ра­ми од­но­го бор­та (пра­во­го или ле­во­го).

Опор­ный ка­ток со­сто­ит из сту­пи­цы, двух дис­ков с об­ре­зи­нен­ны­ми бан­да­жа­ми и двух под­шип­ни­ков. С на­руж­ной сто­ро­ны сту­пи­ца зак­ры­ва­ет­ся броне­вым кол­па­ком, ко­то­рый кре­пит­ся пятью бол­та­ми. Дис­ки кат­ка име­ют 12 от­вер­стий для стя­ги­ваю­щих болтов. Ка­ток за­кре­п­ля­ет­ся на оси с по­мо­щью гай­ки со сто­по­ром. Вели­чи­на хода кат­ков: для пер­во­го - 75 мм, для вто­ро­го, чет­вер­то­го и пя­то­го - 115 мм и для третье­го - 90 мм. Ход кат­ков ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся што­ками под­ве­сок и гу­се­нич­ной лентой, за ис­клю­че­ни­ем пе­ред­них кат­ков, ход ко­то­рых огра­ни­чи­вал­ся ре­зино­вы­ми амор­ти­за­то­ра­ми, на­хо­див­ши­ми­ся внутри кор­пу­са под под­вес­ка­ми. Диаметр кат­ков 830 мм. Опор­ные кат­ки, вы­пус­кав­шие­ся раз­ны­ми за­во­да­ми, су­ще­ст­вен­но от­ли­ча­лись по кон­ст­рук­ции и внеш­не­му ви­ду: ли­тые или штам­по­ван­ные, с ре­зи­но­вы­ми бан­да­жа­ми или с внут­рен­ней амор­ти­за­ци­ей (ле­том 1942 го­да СТЗ вы­пус­кал кат­ки во­об­ще без амор­ти­за­ции).

Кор­пус тан­ка опи­рал­ся на кат­ки при по­мо­щи деся­ти узлов под­вес­ки. Узлы под­вес­ки перед­них кат­ков бы­ли со­став­ле­ны из двух вин­то­вых пру­жин, встав­лен­ных одна в дру­гую. В уз­лах под­вес­ки осталь­ных опор­ных кат­ков пру­жи­ны рас­по­ла­га­лись од­на над дру­гой. Уз­лы под­вес­ки перед­них опор­ных кат­ков рас­по­ла­га­лись в перед­ней час­ти внут­ри кор­пу­са и бы­ли за­щи­ще­ны сталь­ны­ми кожу­ха­ми. Каждый узел под­вес­ки сос­то­ял из двух вин­то­вых пру­жин (внут­рен­няя пру­жи­на встав­ля­лась в на­руж­ную), што­ка с про­уши­ной, ре­гу­ли­ро­воч­но­го ста­кана, на­прав­ляю­ще­го кольца, опо­ры на­руж­ной пру­жи­ны. Узлы под­вес­ки 2, 3, 4 и 5 опор­ных кат­ков рас­по­ла­га­лись внутри кор­пу­са тан­ка на­клон­но в спе­ци­аль­ных шахтах, вва­рен­ных в кор­пус. Ос­нов­ны­ми дета­ля­ми узла под­вес­ки были: две вин­то­вые пру­жи­ны, рас­по­ло­жен­ные од­на над дру­гой, шток, ре­гу­ли­ро­воч­ный ста­кан, гай­ка и на­прав­ляю­щая втул­ка. Все де­та­ли узлов под­ве­сок 2, 3, 4 и 5 опор­ных кат­ков бы­ли взаи­мо­за­ме­няе­мы. Уз­лы под­вес­ки перед­них опор­ных кат­ков бы­ли взаи­мо­за­ме­няе­мы только ме­ж­ду собой.

В элек­тро­обо­ру­до­ва­ние тан­ка вхо­ди­ли: ис­точ­ни­ки и по­тре­би­те­ли электри­че­ской энер­гии; кон­троль­но-из­ме­ри­тель­ные при­боры; ком­му­та­ци­он­ная и вспо­мо­га­тель­ная ап­па­ра­ту­ра, а так­же элек­три­че­ская борто­вая сеть. Элек­тро­обо­ру­до­ва­ние вы­пол­не­но по од­но­про­вод­ной схе­ме.

Ос­нов­ным источ­ни­ком элек­три­че­ской энер­гии тан­ка яв­лял­ся гене­ра­тор ГТ-4563А мощ­но­стью 1 кВт, ко­то­рый уста­нав­ли­вал­ся с правой сто­ро­ны дви­га­те­ля на двух крон­штей­нах (ла­пах) кар­те­ра дви­га­те­ля. На по­лу мо­тор­но­го отде­ле­ния, по обе­им сто­ро­нам дви­га­те­ля, на спе­ци­аль­ных крон­штей­нах были ус­та­нов­ле­ны по две ак­ку­му­ля­тор­ные ба­тареи 6-СТЭ-128 ем­ко­стью 128 А·ч ка­ж­дая, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ли электро­энер­ги­ей электро­пот­ре­би­те­ли тан­ка при не­ра­бо­таю­щем двига­те­ле. Акку­му­ля­тор­ные ба­тареи име­ли сме­шан­ное (па­рал­лель­но-пос­ле­до­ва­тель­ное) со­едине­ние меж­ду собой. Ре­ле-ре­гу­ля­тор РРТ-4576А был смон­ти­ро­ван на двух амор­ти­за­то­рах слева от си­де­ния води­те­ля, выше щит­ка элек­тро­при­бо­ров.

Основ­ные пот­ре­би­те­ли электри­че­ской энер­гии тан­ка рас­по­ла­га­лись: стар­тер СТ-700 - в спе­ци­аль­ном ложе, ус­та­нов­лен­ном на гор­ло­ви­не короб­ки пере­дач; пус­ко­вое реле стар­те­ра РС-371 - на крон­штей­не, при­ва­рен­ном к штам­по­ван­ной крыш­ке над шес­тер­ней зад­не­го хода ко­роб­ки пере­дач; элек­тро­дви­га­тель ме­ха­низ­ма пово­ро­та башни МБ-20 - в ло­же на по­во­рот­ном меха­низ­ме башни; элек­тро­дви­га­тель венти­ля­то­ра МВ-12 - в верх­нем пра­вом уг­лу на пе­ре­го­род­ке боево­го и мо­тор­но­го отде­ле­ний. Звуко­вой элек­тро­сиг­нал ГФ-4702 ус­та­нав­ли­вал­ся внутри тан­ка сле­ва от во­ди­те­ля, на шах­те под­вес­ки вто­ро­го опор­но­го кат­ка. В пе­ред­ней час­ти тан­ка на ло­бо­вом бро­не­вом лис­те, на спе­ци­аль­ных крон­штей­нах, кре­пи­лись две пе­ред­ние фары. В зад­ней час­ти тан­ка на го­ри­зон­таль­ном кормо­вом бро­не­вом лис­те, под сет­кой жа­лю­зи, кре­пил­ся зад­ний фо­нарь с двух­цвет­ным стек­лом (крас­но­го и си­не­го цве­та).

Сле­ва от ме­ха­ни­ка-во­ди­те­ля на двух ре­зи­но­вых амор­ти­за­то­рах крепил­ся щиток элек­тро­при­бо­ров. Распре­де­ли­тель­ный щи­ток в баш­не был же­ст­ко зак­ре­п­лен на двух бон­ках (на стен­ке баш­ни) спра­ва от пуш­ки и пред­на­зна­чал­ся для рас­пре­де­ле­ния пи­та­ния ап­па­ра­тов пере­го­вор­но­го уст­рой­ст­ва, ламп ноч­но­го осве­ще­ния прице­ла ПТ-6, пла­фо­на баш­ни, ламп днев­но­го осве­ще­ния прице­лов ПТ-6 и ТОП-6, лам­пы ос­ве­ще­ния угло­ме­ра.

Ава­рий­ный щиток ус­та­нав­ли­вал­ся справа от си­де­ния стрел­ка-ра­ди­ста, на шах­те под­вес­ки вто­ро­го кат­ка и пред­на­зна­чал­ся для ос­ве­ще­ния боево­го отде­ле­ния танка. Щи­ток бло­ка за­щи­ты акку­му­ля­то­ров был смон­ти­ро­ван на пе­ре­го­род­ке боево­го и мо­тор­но­го отде­ле­ний слева по хо­ду тан­ка. Спра­ва от си­де­нья стрел­ка-ра­ди­ста уста­нав­ли­вал­ся вы­клю­ча­тель АКБ ("мас­сы").

На по­лу бое­во­го отде­ле­ния на спе­ци­аль­ном крон­штей­не было ус­та­нов­ле­но вращаю­щее­ся контакт­ное устрой­ство ВКУ. От­ли­чи­тель­ной особен­но­стью борто­вой элек­три­че­ской сети тан­ка яв­ля­лось сме­шан­ное вклю­че­ние пот­ре­би­те­лей электро­энер­гии. Стар­тер с пус­ко­вым реле и элек­тро­дви­га­тель ме­ха­низ­ма пово­ро­та башни ра­бо­та­ли с но­ми­наль­ным напря­же­ни­ем 24 В, а ос­таль­ные пот­ре­би­те­ли - 12 В.

Средства связи. На час­ти тан­ков ус­та­нав­ли­ва­лась те­лефон­но-те­ле­граф­ная ра­дио­стан­ция 71-ТК-З, пред­на­зна­чен­ная для свя­зи ме­ж­ду тан­ка­ми, тан­ко­вы­ми подраз­де­ле­ния­ми и для свя­зи тан­ков с взаи­мо­дей­ст­вую­щи­ми час­тями дру­гих ро­дов войск. Впо­след­ст­вии на Т-34 ус­та­нав­ли­ва­лась ко­рот­ко­вол­но­вая прие­мо-пе­ре­даю­щая сим­плекс­ная те­ле­фон­ная ра­дио­стан­ция 9-Р, имев­шая воз­мож­ность при­ни­мать те­ле­граф­ные не­мо­ду­ли­ро­ван­ные сиг­на­лы. С 1943 го­да Т-34 на­ча­ли ос­на­щать­ся мо­дер­ни­зи­ро­ван­ны­ми ра­дио­стан­ция­ми 9-РМ и 9-РС с рас­ши­рен­ным диа­па­зо­ном.

При ра­бо­те на пол­ную шты­ре­вую антен­ну радио­стан­ция обес­пе­чи­ва­ла двусто­рон­нюю связь те­ле­фо­ном на рас­стоя­нии 18-20 км при дви­же­нии и до 25 км на сто­ян­ке.

В со­став ра­дио­стан­ции входи­ли: пе­ре­дат­чик и при­ем­ник с амор­ти­за­ци­ей, умфор­ме­ры типа РУН-75 и РУН-10 с фильт­ра­ми, ще­лоч­ной акку­му­ля­тор ти­па 4-НКН-10, руч­ной ре­гу­ля­тор напря­же­ния РРН, глав­ный пе­ре­клю­ча­тель, ящик для за­пас­ных ламп, мик­ро­фон, два двой­ных те­ле­фо­на и те­ле­граф­ный ключ, ан­тен­ное устрой­ство.

При­ем­ник радио­стан­ции с кар­ка­сом рас­по­ла­гал­ся справа от си­де­нья стрел­ка-ра­ди­ста, на пра­вом бор­ту, ме­ж­ду под­ве­ской перед­не­го катка и пер­вой шах­той. На кар­ка­се пере­дат­чи­ка ус­та­нав­ли­вал­ся те­ле­граф­ный ключ, фо­нарь для ос­ве­ще­ния пере­дат­чи­ка и на спе­ци­аль­ном устрой­ст­ве под пе­ре­дат­чи­ком ус­та­нав­ли­вал­ся ум­фор­мер РУН-75.

При­ем­ник радио­стан­ции с кар­ка­сом рас­по­ла­гал­ся впере­ди сиде­нья ради­ста на пе­ред­нем нак­лон­ном бро­не­вом лис­те ме­ж­ду бро­не­вым кол­па­ком для пу­ле­ме­та и лю­ком во­ди­те­ля. На кар­ка­се при­ем­ни­ка был ук­ре­п­лен фонарь ос­ве­ще­ния прием­ни­ка, а под ним на пе­ред­ней балан­сир­ной трубе раз­ме­щал­ся умфор­мер РУН-10 и ак­ку­му­ля­тор на­ка­ла.

На пе­ред­нем нак­лон­ном лис­те кор­пу­са спра­ва от пу­ле­ме­та разме­ща­лись: руч­ной ре­гу­ля­тор напря­же­ния РРН и щи­ток пи­та­ния радио­стан­ции и ТПУ.

Те­ле­фо­ны, мик­ро­фо­ны и за­пас­ное иму­ще­ст­во радио­стан­ции и ТПУ раз­ме­ща­лись в трех бре­зен­то­вых сумках, из ко­то­рых одна (боль­шая) по­ме­ща­лась в баш­не (на пра­вой стен­ке) и две не­боль­шие в но­со­вой час­ти кор­пу­са тан­ка.

Ан­тен­ное устрой­ство состоя­ло из ан­тен­но­го эбони­то­во­го изоля­то­ра и сталь­ной пру­жи­ны с го­лов­кой, че­рез ко­то­рую встав­ля­лась антен­на, пред­став­ляю­щая собой сталь­ной или дю­ра­ле­вый штырь, со­став­лен­ный из че­ты­рех тру­бок мет­ро­вой дли­ны. Кро­ме ука­зан­но­го типа ан­тен­ны радио­стан­ция могла ком­плек­то­вать­ся но­вым ти­пом шты­ре­вой антен­ны, со­стоя­щей из эбо­ни­то­во­го изоля­то­ра, съем­но­го сек­ци­он­но­го аморти­за­то­ра с внут­рен­ни­ми пружи­на­ми и че­ты­рех­мет­ро­во­го шты­ря, со­став­лен­но­го из че­ты­рех сталь­ных тру­бок.

Ан­тен­ное устрой­ство разме­ща­лось на пра­вом на­клон­ном бор­то­вом лис­те кор­пу­са тан­ка. Ан­тен­ный изо­ля­тор кре­пил­ся внут­ри бро­не­во­го защит­но­го стака­на, при­ва­рен­но­го к сталь­но­му поло­му вали­ку, про­хо­дя­ще­му сквозь ввод­ное от­вер­стие в бро­не­вом лис­те и два упор­ных сталь­ных под­шип­ни­ка, при­ва­рен­ных против ввод­но­го отвер­стия по обе сто­ро­ны бро­не­во­го листа.

На вы­сту­пав­шую внут­ри тан­ка часть бы­ла на­са­же­на руко­ят­ка, при по­мо­щи кото­рой про­из­во­дил­ся по­во­рот ан­тен­но­го устрой­ст­ва на 90° с воз­мож­но­стью фикса­ции в трех по­ло­же­ни­ях:

  • пер­вое по­ло­же­ние - ра­дио­стан­ция не ра­бо­та­ет, антен­на может быть уло­же­на вдоль бор­та на под­кры­лок;
  • вто­рое по­ло­же­ние - ра­бо­чее, со­от­вет­ст­ву­ет по­воро­ту антен­но­го устрой­ст­ва на 90° шты­ря до вер­ти­каль­но­го по­ло­же­ния;
  • третье - про­ме­жу­точ­ное по­ло­же­ние, со­от­вет­ст­ву­ет по­воро­ту антен­но­го устрой­ст­ва на 22-23° про­тив го­ри­зон­таль­но­го по­ложе­ния шты­ря. В треть­ем по­ло­же­нии руко­ят­ка уста­нав­ли­ва­лась при ра­бо­те на не­пол­ную шты­ре­вую антен­ну (на 2 шты­ря), в слу­чае не­об­хо­ди­мо­сти ве­дения бес­пе­ре­бой­ной ра­ди­ос­вя­зи при очень ма­лых рас­стоя­ни­ях между объек­та­ми связи.

Для внут­рен­ней теле­фон­ной и све­то­вой свя­зи ме­ж­ду чле­на­ми эки­па­жа, а так­же для вы­хо­да на внеш­нюю связь ко­ман­ди­ра и ра­ди­ста через ра­дио­стан­цию в тан­ке ус­та­нав­ли­ва­лось ТПУ-3. На пер­вых тан­ках ус­та­нав­ли­ва­лось пе­рего­вор­ное устрой­ст­во ТПУ-2. Поз­же все тан­ки Т-34 обес­пе­чи­ва­лись пе­ре­го­вор­ным уст­рой­ст­вом ТПУ-3-бис-Ф.

В со­став пе­ре­го­вор­но­го уст­рой­ст­ва ТПУ-3 вхо­ди­ли: ап­па­рат коман­ди­ра танка №1, рас­по­ло­жен­ный в баш­не на ле­вой стен­ке, над смот­ро­вым при­бо­ром; ап­па­рат ради­ста №2, рас­по­ло­жен­ный в носо­вой час­ти кор­пу­са на пра­вом бор­ту тан­ка, ме­ж­ду под­ве­ской перед­не­го катка и пра­вой шах­той, ря­дом с пе­ре­дат­чи­ком; аппа­рат води­те­ля №3, рас­по­ло­жен­ный впере­ди сиде­ния води­те­ля на пе­ред­нем нак­лон­ном бро­не­вом лис­те, ме­ж­ду люком во­ди­те­ля и кол­па­ком защи­ты пуле­ме­та; три па­ры те­ле­фо­нов типа ТГШ для за­дел­ки в шле­мо­фон; три мик­ро­фо­на типа МА с кноп­кой; со­еди­ни­тель­ный ка­бель и ком­плект ЗИП.


Т-34 обр. 1940 г. Т-34 обр. 1941 г. Т-34 обр. 1942 г. Т-34 обр. 1943 г.





Общие данные
Боевая масса, т 26,8 28,12 29,14 31,4
Экипаж, чел 4 4 4 4
Габаритные размеры, мм:



длина 5950 5920 5920 6100
ширина 3000 3000 3000 3000
высота 2400 2400 2405 2605
Удельная мощность, л.с./т (кВт/т) 18,6 (13,7) 17,8 (13) 17,2 (12,6) 15,9 (11,7)
Клиренс, мм 400 400 400 400





Вооружение
Пушка Л-11 Ф-34 Ф-34 Ф-34
Калибр, мм 76,2 76,2 76,2 76,2
Длина ствола, мм (калибров) 30,5 3009 (41) 3009 (41,5) 3009 (41,5)
Углы наведения орудия, град:



по горизонтали 360 360 360 360
по вертикали -5...+25 -5,5...+27,48 -5,5...+27,48 -5,5...+27,48
Начальная скорость/вес бронебойного снаряда, м/с/кг 612/- 662/6,5 662/6,5 662/6,5
Боекомплект (с рацией/без рации), шт 77 77 77/100 97-100
Пулемёт ДТ ДТ ДТ ДТ
Количество, шт 3 (1 запасной) 2 2 2
Калибр, мм 7,62 7,62 7,62 7,62
Боекомплект (с рацией/без рации), шт 4725/2898 2646/2394 2646/2394 3600

 

Характеристики снарядов

ОФ-350 БР-350А БР-354П
Масса снаряда, кг 6,23 6,5 3,05
Начальная скорость, м/с 680 662 950
Бронепробиваемость по нормали, мм:


на дистанции 500 м - 70 90
на дистанции 1000 м - 60 -

 

Продолжение »
Броневая защита
Лоб (толщина/ угол наклона к вертикали), мм/град:



верх 45/60 45/60 45/60 45/60
низ 45/60 45/60 45/60 45/60
Борт (толщина/ угол наклона к вертикали), мм/град:



верх 40/40 40/40 45/40 45/40
низ 45/0 45/0 45/0 45/0
Корма (толщина/ угол наклона к вертикали), мм/град:



верх 40/47,5 45/47,5 45/47,5 45/47,5
низ 40/45 40/45 45/45 45/45
Крыша, мм 16 20 и 16 20 20
Днище, мм 16 и 13 16 20 20
Башня (толщина/ угол наклона к вертикали), мм/град:



лоб 45/30 52/0 45/30 (штампованная); 52/30 (литая) 52/30 (литая)
борт 50/30 52/30 45/20 (штампованная); 52/20 (литая) 52/20 (литая)





Подвижность
Скорость движения, км/ч: