Компоновка танка Т-72 - классическая, с кормовым расположением силового отделения.
Отделение управления расположено в носовой части корпуса. Оно ограничено справа правым топливным баком и баком-стеллажом, слева - левым топливным баком, щитком контрольных приборов механика-водителя и аккумуляторными батареями с установленной над ними электроаппаратурой, сзади - вращающимся транспортером автомата заряжания.
В отделении управления находится сиденье механика-водителя, перед которым на днище корпуса установлены рычаги управления, педали сцепления, подачи топлива и привода стояночного тормоза, избиратель передач с элементами блокирующего устройства. В отделении управления, кроме того, находятся гирополукомпас, баллоны со сжатым воздухом и аппаратура воздушного запуска двигателя, часть боекомплекта спаренного пулемета, ящик для укладки в нерабочем положении прибора ТВНЕ-4ПА, бачок для питьевой воды, топливоподкачивающий насос БЦН-1, приборы системы защиты от ОМП и другие приборы и снаряжение.
В подбашенном листе корпуса над сиденьем имеется люк механика-водителя. В шахте верхнего наклонного броневого листа установлен прибор наблюдения механика-водителя ТНПО-168 с системой гидропневмоочистки стекол, а по бокам от него - две сигнальные лампы выхода пушки за габариты корпуса. В днище корпуса за сиденьем имеется люк запасного выхода.
Размещенный в отделении управления механик-водитель, несмотря на большой угол наклона верхнего лобового листа корпуса, во время боя занимает положение сидя. Это обеспечено установкой его сиденья в специальном углублении в днище.
Боевое отделение расположено в средней части корпуса танка и башне и отделено перегородкой от силового отделения. Конструкция и компоновка танка обеспечивают переход членов экипажа из боевого отделения в отделение управления и обратно.
В башне установлена 125-мм гладкоствольная пушка, автомат заряжания и приборы управления огнем. Справа от пушки расположено рабочее место командира, слева - наводчика. Справа на пушке установлен пулемет ПКТ, а над ее люлькой на крыше башни на специальных кронштейнах - базовая труба прицела-дальномера ТПД-2-49.
Перед сиденьем командира и справа по борту башни установлены: электромашинный стопор пушки; пополнительный бак вертикального наведения; радиостанция Р-123М; аппарат ТПУ А-1; аппарат А-4 для подключения наружной розетки десанта; пульт загрузки автомата заряжания; карданный привод командирской башенки. У переднего бака-стеллажа на правом борту размещен баллон системы ППО.
В крыше башни над сиденьем командира расположена командирская башенка с люком, который закрывается крышкой, имеющей пластинчатый торсион. В командирской башенке установлены два прибора наблюдения ТНП-160 и командирский прибор ТКН-3. На башенке установлен зенитный пулемет НСВ-12,7.
В корме башни расположен люк для выброса поддонов, механизм подъема кассет, досылатель и элементы привода крышки люка выброса поддонов.
Перед сиденьем наводчика в башне установлены: прицел-дальномер с пультом управления автоматом заряжания; ночной прицел; прибор наблюдения; подъемный механизм пушки. Слева в башне установлены: распределительный щиток; индикатор количества выстрелов; аппарат ТПУ А-2; механизм поворота башни с азимутальным указателем; стопор башни; электроприборы и приборы освещения.
Люк наводчика закрывается крышкой, в которой имеется лючок для установки воздухопитаюшей трубы ОПВТ.
В средней части корпуса установлен вращающийся транспортер автомата заряжания с редуктором и стопором. Под полом транспортера на днище боевого отделения установлено вращающееся контактное устройство ВКУ-330-1. У моторной перегородки размещен средний бак-стеллаж с боеукладкой. Между ним и правым бортом установлен подогреватель двигателя с калорифером. Над подогревателем размещена фильтровентиляционная установка (ФВУ).
Кроме того, в боевом отделении расположен еще целый ряд приборов и механизмов, в том числе термодатчики и трубопроводы с распылителями системы ППО.
Силовое отделение расположено в кормовой части корпуса танка. Компоновка силового отделения выполнена с поперечным размещением двигателя, смещенного к левому борту. Между двигателем и моторной перегородкой размещены: расширительный бачок системы охлаждения; центробежный масляный фильтр; поплавковый клапан расширительного бачка системы питания. Между правым бортом и двигателем установлен воздухоочиститель.
Вдоль правого борта установлена гитара, передающая крутящий момент от двигателя к коробкам передач.
На отдельном постаменте фундамента двигателя закреплен стартер-генератор. Конический редуктор привода вентилятора установлен на кронштейне, закрепленном на днище танка.
В специальных картерах, вваренных в кормовой части корпуса с левой и правой стороны, установлены планетарные коробки передач в сборе с бортовыми передачами.
На кормовом листе корпуса расположен вентилятор системы охлаждения.
В силовом отделении установлены пополнительный и основной маслобаки системы смазки двигателя, а также маслобак системы смазки и гидроуправления силовой передачи.
Силовое отделение закрывается крышей, состоящей из крыши над двигателем и крыши над силовой передачей.
По днищу корпуса проходят торсионные валы подвески, а по бортам танка - тяги приводов управления.
Корпус
Корпус танка представляет собой жесткую коробку, сваренную из катаных броневых листов. Он состоит из носовой части, бортов, кормы, днища, а также вентиляторной и моторной перегородок и крыши над силовым отделением.
Носовая часть корпуса состоит из верхнего и нижнего наклонных броневых листов, сваренных между собой, а также с передним листом крыши, бортами и днищем.
Верхний лобовой лист корпуса наклонен под углом 68° к вертикали и представляет собой многослойную комбинированную преграду (сталь-стеклотекстолит-сталь) толщиной 80+105+20 мм. При существующем угле наклона по некоторым данным она эквивалентна стальной броневой плите толщиной 500-600 мм.
К верхнему наклонному листу приварены два буксирных крюка с пружинными защелками, два кронштейна ограждения фар, трубки для подвода электропроводов к фарам и габаритным фонарям, скобы для крепления и укладки буксирных тросов, кронштейны габаритных фонарей. На верхнем листе крепятся два наклонных щитка для защиты смотровых приборов механика-водителя от попадания на них грязи при движении танка. В месте соединения верхнего наклонного листа с передним листом крыши по оси танка сделан вырез, в который вварена шахта для установки прибора наблюдения механика-водителя. Сверху шахта закрыта козырьком, приваренным к корпусу.
К нижнему броневому листу толщиной 85 мм, наклоненному под углом 60°, приварены бонки для установки оборудования самоокапывания и минного трала.
Борта корпуса - вертикальные броневые листы толщиной 80 мм в передней части и 70 мм в задней. В средней части бортов вварены подбашенные защитные планки для увеличения внутреннего объема корпуса и установки башни. К бортам и наклонным листам носовой части приварены кронштейны кривошипов направляющих колес. К каждому борту приварено по три кронштейна поддерживающих роликов и по два отбойника, предохраняющих полки от ударов гусениц, по одному отбойнику для очистки гусениц от грязи и посторонних предметов.
К бортам приварены полки, несущие на себе наружные топливные баки и ящики с ЗИП. К полкам крепятся пылевые щитки, передние и задние грязевые щитки. В задней верхней части левого борта вварена зашита выпускного патрубка, под которой находится патрубок для направления выпускных газов.
Корма корпуса состоит из кормового броневого листа, листа кормы нижнего и картеров коробок передач. В верхней части кормового листа справа и слева приварены трубки для подвода электропроводов к габаритным фонарям, кронштейны габаритных фонарей, кронштейны лент крепления бревна самовытаскивания и кронштейны крепления бочек. В нижней части кормового листа приварены два буксирных крюка с пружинными защелками и бонки для крепления запасных траков. В буксирных крюках выполнены сквозные отверстия для осуществления жесткой сцепки при буксировке танка.
Крыша корпуса состоит из переднего и заднего броневых листов и вставок над подбашенными защитными планками, приваренных к корпусу, а также съемной части.
Днище корпуса имеет корытообразную форму и состоит из трех штампованных деталей. Для увеличения жесткости и размещения торсионов в днище выполнены продольные и поперечные выштамповки. В днище корпуса, кроме того, вварены кронштейны балансиров.
Перегородка, отделяющая силовое отделение от боевого, приварена к поперечной балке, бортам и днищу.
Вентиляторная перегородка выполнена в виде спирального кожуха со съемными передними и боковыми листами, в котором размещается вентилятор системы охлаждения. Основное назначение вентиляторной перегородки - организация потока воздуха к выходным жалюзи в целях обеспечения заданного расхода воздуха через радиаторы системы охлаждения.
Для защиты бортов танка от кумулятивных средств поражения предназначены бортовые экраны толщиной 3 мм, выполненные из алюминиевого сплава. Четыре правых и четыре левых бортовых экрана крепятся к надгусеничным полкам и передним откидным щиткам. Для сохранности при движении танка по лесистой и пересеченной местности бортовые экраны могут быть установлены в походное положение - поджаты к боковым пылевым щиткам. В боевом положении они разворачиваются вперед под углом 60°.
Башня
Башня представляет собой фасонную отливку из броневой стали, к верхней части которой приварена крыша, а также правая и левая головки для зашиты базовой трубы прицела-дальномера. Башня имеет монолитную конструкцию с переменной толщиной стенок. Толщина лобовой брони в секторе ±30° (по другим данным - ±35°) от продольной оси танка составляет 400-410 мм при наклоне 10-25°. Толщина бортов колеблется в пределах 395-440 мм при углах наклона 20-25°.
В передней части башни расположена амбразура для установки пушки. В амбразуре имеются две расточки, в которые обоймами, надетыми на цапфы люльки, устанавливается пушка. К боковым поверхностям амбразуры приварены дуговые щеки, которые в сочетании с проточками в подвижной бронировке пушки образуют лабиринт, препятствующий проникновению внутрь башни свинцовых брызг (осколков) и снижающий воздействие взрывной волны. Для крепления наружного защитного чехла пушки по бокам амбразуры приварены желобки, а ниже амбразуры - желобок со сливным отверстием.
Справа от амбразуры пушки в башне имеется амбразура для спаренного пулемета. Слева от амбразуры пушки приварены кронштейн для осветителя ночного прицела и трубка для подвода электропровода к нему (только на танках ранних выпусков). В передней части и на корме башни приварены крюки для захвата башни тросами при ее монтаже и демонтаже.
Правее амбразуры пулемета приварен кронштейн фары и трубка защиты электропровода. К правой половине крыши башни приварено основание командирской башенки.
В левой половине крыши башни вварены основание люка наводчика, фланец для установки ночного прицела, корпус для установки прибора наблюдения наводчика, а также выполнено отверстие для установки задней подвески прицела-дальномера. В верхней части кормы башни расположены люк для выброса поддонов, отверстие, в которое вварен фланец крепления антенны, резьбовое отверстие для монтажа розетки связи с десантом, кронштейн крепления фары.
Кроме того, в кормовой части башни приварены четыре кронштейна для крепления ящика ОПВТ, два кронштейна для укладки трубы ОПВТ и скобы для крепления брезента. По бортам башни приварены поручни для десанта.
Башня устанавливается на шариковой опоре, верхний погон которой соединен с донным листом башни, а нижний погон крепится к крыше корпуса.
Вращение башни осуществляется с помощью гидравлического и ручного механизмов поворота (МПБ). Гидравлический МПБ располагается в левой передней части корпуса машины, ручной - в башне, слева от места наводчика.
Вооружение
В башне танка установлена 125-мм гладкоствольная пушка Д-81ТМ (2А46) и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ПКТ, стабилизированные в двух плоскостях наведения.
Ствол пушки состоит из трубы, скрепленной в каморной части с кожухом, муфты, казенника и механизма продувания. Механизм продувания канала ствола - эжекционного типа. Он состоит из шести сопел, ввинченных в отверстия ствола, и ресивера с деталями крепления.
Затвор пушки - горизонтальный клиновой с полуавтоматикой скалочного типа.
Противооткатные устройства состоят из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника. Цилиндры тормоза отката и накатника закреплены в казеннике и при выстреле перемешаются вместе со стволом, а штоки, прикрепленные к приливу люльки, остаются неподвижными. Нормальная длина отката - 270-320 мм, предельная - 340 мм.
Дальность стрельбы из пушки с помощью прицела-дальномера составляет: бронебойным подкалиберным и кумулятивным снарядами - 4000 м, осколочно-фугасным снарядом - 5000 м. Наибольшая прицельная дальность стрельбы с помощью ночного прицела - 800 м. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом с помощью бокового уровня - 9400 м. Дальность прямого выстрела при высоте цели 2 м составляет: бронебойным подкалиберным снарядом - 2100, кумулятивным - 960 м.
Горизонтальный угол обстрела из пушки и спаренного пулемета равен 360°, угол возвышения при выключенном стабилизаторе - + 13°47', склонения - - 6°13'. Угол возвышения пушки ограничивается тремя бонками, приваренными к бронировке, а угол снижения - упором, приваренным к крыше башни. Боевая скорострельность при автоматическом заряжании - до 8 выстр/мин, при ручном - 1-2 выстр/мин.
Стрельба из пушки и спаренного пулемета осуществляется с помощью монокулярного стереоскопического прицела-дальномера с независимой стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости ТПД-2-49. Прицел-дальномер позволял измерять дальность до цели в диапазоне от 1000 до 4000 м с точностью 3-5%. Для ведения стрельбы ночью используется электронно-оптический монокулярный перископический ночной прицел ТПН-1-49-23. В качестве источника инфракрасного света для него используется осветитель Л-2АГ «Луна-2» с ИК-фильтром. Для стрельбы с закрытых позиций используется боковой уровень и азимутальный указатель.
На командирской башенке смонтирована зенитная установка ЗУ-72, предназначенная для стрельбы по воздушным и наземным целям.
Стрельба по воздушным целям ведется на дальностях до 1500 м, по наземным - до 2000 м. Основными элементами зенитной установки являются 12,7-мм пулемет НСВ-12,7 «Утес», люлька с противооткатным устройством, зенитный прицел К10-Т, рукоятки горизонтального и вертикального наведения, магазин, уравновешивающий механизм и т.д. На танке установлен пулемет с правым питанием. Подача патронов в приемник при стрельбе производится из металлической ленты, уложенной в магазин. Для стрельбы из пулемета НСВ-12,7 применяются бронебойно-зажигательные патроны Б-32 и бронебойно-зажигательно-трассирующие патроны БЗТ калибра 12,7 мм.
В танке укладывается 7,62-мм автомат АКМС, сигнальный пистолет и 10 ручных гранат Ф-1.
Танк оснащен двухплоскостным электрогидравлическим стабилизатором вооружения 2Э28М «Сирень». В комплексе с оптическим прицелом-дальномером ТПД-2-49 стабилизатор вооружения обеспечивает:
- - автоматическое удержание пушки и спаренного с ней пулемета в заданном (стабилизированном) положении в вертикальной и горизонтальной плоскостях при движении танка;
- наведение стабилизированной пушки и спаренного с ней пулемета в вертикальной и горизонтальной плоскостях с плавным регулированием скорости наведения;
- наведение нестабилизированной пушки в горизонтальной плоскости;
- целеуказание от командира танка к наводчику в горизонтальной плоскости;
- аварийный поворот башни от механика-водителя.
Стабилизатор обеспечивает угловые скорости наведения пушки в вертикальной плоскости в автоматическом режиме: минимальная - не более 0,05 град/с, максимальная - не менее 3,5 град/с. Скорости горизонтального наведения пушки в автоматическом режиме составляют: минимальная - не более 0,07 град/с, максимальная - не менее 6 град/с, перебросочная - не менее 18 град/с. Скорость поворота башни при управлении от командира - не менее 18 град/с. Аварийный поворот башни от механика-водителя также возможен со скоростью не менее 18 град/с.
Боекомплект танка состоит из 39 выстрелов к пушке Д-81ТМ, 2000 патронов к пулемету ПКТ, 300 патронов к автомату АКМС, 12 патронов к сигнальному пистолету и 300 патронов к зенитному пулемету НСВ-12,7.
Боекомплект к пушке состоит из выстрелов с бронебойно-подкалиберными, кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. Из них: 22 выстрела размешаются во вращающемся транспортере автомата заряжания в любом соотношении; 17 - в немеханизированных укладках в корпусе и башне.
Выстрел с бронебойно-подкалиберным снарядом 3БМ9 состоит из стреловидного снаряда с дополнительным метательным зарядом и гильзы с основным боевым зарядом. Гильза состоит из сгорающего корпуса, запрессованного (на клею) в стальной поддон массой 3,4 кг. Подкалиберный снаряд имеет трассер с временем горения 2-3 с. Начальная скорость подкалиберного снаряда - 1715 м/с, бронепробиваемость на дальности 2000 м - 140 мм при угле встречи 60° от нормали.
Начальная скорость кумулятивного снаряда 3БК-14 - 905 м/с. Бронепробиваемость - 200 мм.
При стрельбе всеми типами снарядов применяется единый заряд 4Ж40 в гильзе со сгорающим корпусом. Стальной поддон после выстрела экстрактируется из каморы пушки.
Использующийся на танке Т-72 автомат заряжания (АЗ) - это электромеханический комплекс, предназначенный для автоматического заряжания пушки.
АЗ включает в себя следующие основные узлы: вращающийся транспортер; механизм подъема кассет; механизм удаления поддона; досылатель; электромашинный стопор пушки; запоминающее устройство; пульт управления; пульт загрузки; индикатор количества выстрелов и т.д.
Вращающийся транспортер АЗ служит для размещения выстрелов и подачи их к окну выдачи. Он установлен на корпусе машины и состоит из каркаса, электромеханического привода, настила, механизма закрывания окна выдачи со створками, стопора, ручного привода, погонного устройства и кассеты.
Каркас служит для размещения 22 кассет и представляет собой сварную конструкцию, состоящую из наружного и внутреннего колец с кронштейнами, связанных между собой трубками. Каркас крепится болтами к верхнему погону погонного устройства и опирается на пять опорных роликов, установленных на днище корпуса.
Погонное устройство предназначено для обеспечения вращения вращающегося транспортера и является его основной опорой. Оно состоит из стакана с шариками, уложенными в беговые дорожки, верхнего погона с зубчатым венцом и нижнего погона. В стакане имеется одно отверстие, а в верхнем погоне - 22 отверстия для фиксации транспортера стопором. Нижний погон неподвижно закреплен на днище. Стакан поводковым устройством соединен с башней. В застопоренном положении настил и стакан сблокированы с каркасом транспортера и вращаются вместе с башней относительно нижнего погона, а в расстопоренном - каркас транспортера вращается относительно стакана на шариках.
Электромеханический привод служит для вращения транспортера, размещен на его настиле и крепится болтами к стакану погонного устройства. Привод представляет собой четырехступенчатый редуктор с цилиндрическими колесами внешнего зацепления, с пружинной предохранительной муфтой и электродвигателем. Выходная шестерня редуктора находится в зацеплении с зубчатым венцом верхнего погона, другая шестерня, находящаяся на этом же валу, передает вращение на выходной вал запоминающего устройства, закрепленного на корпусе редуктора.
Кассета служит для размещения выстрела любого типа и состоит из сваренных между собой двух труб, подпружиненных защелок и валика открывания защелок. Трубы вместе с лотком, расположенным на казенной части пушки, являются направляющими при досылании снаряда и заряда. Заряд размещается в верхней трубе, снаряд - в нижней.
Настил закрывает транспортер и служит полом боевого отделения. Он представляет собой сварную конструкцию, состоящую из кольца и штампованных листов, с окном для выдачи кассет.
Стопор вращающегося транспортера предназначен для его стопорения относительно башни при повороте на 1/22 часть окружности (на один шаг), что соответствует положению кассеты в окне выдачи при сцеплении ее с захватом механизма подъема кассет. Стопор обеспечивает стопорение каркаса транспортера после поворота его на любое число полных шагов. Он размещен в центре погонного устройства и крепится внутри стакана.
Механизм закрывания окна выдачи предназначен для предохранения транспортера от попадания в него посторонних предметов.
Механизм подъема кассет служит для вывода кассет на линию досылания или загрузки и последующего их возврата в исходное положение. Он крепится к двум кронштейнам, приваренным к кормовой части башни и состоит из кронштейна подъема кассет, захвата, двух цепей, редуктора, ручного привода, стопорного и контактного устройств.
Механизм удаления поддона предназначен для улавливания экстрактированного поддона и удаления его из танка. Он состоит из улавливателя, привода к улавливателю, упора поддона, люка выброса и привода к люку выброса.
Досылатель предназначен для досылания элементов выстрела в камору пушки. Он установлен на донном листе в кормовой части башни и состоит из редуктора с приводным реверсивным электродвигателем, цепи со створками и улитки. Цепь состоит из шарнирно закрепленных между собой внутренних и наружных звеньев, осей и роликов. Звенья цепи выполнены с односторонним поворотом на осях. Передние звенья замкового типа, поэтому при выходе из картера они образуют жесткий стержень, обеспечивающий досылку элементов выстрела в камору пушки. На первом звене цепи шарнирно закреплены на осях подпружиненные створки с навулканизированной на лицевой стороне рифленой резиной. В исходном положении цепь фиксируется в картере подпружиненным фиксатором. При обратном ходе она перематывается звездочкой и направляется в улитку.
Электромашинный стопор пушки предназначен для надежного удержания пушки на угле заряжания. Он крепится на кронштейне в передней части крыши башни с правой стороны от пушки.
Запоминающее устройство обеспечивает: информацию о состоянии загрузки кассет вращающегося транспортера; электрическую сигнализацию о подходе к окну выдачи кассеты с выбранным типом выстрела (либо пустой кассеты); отметку типа выстрела при загрузке; отметку пустой кассеты при заряжании или разгрузке.
Пульт управления предназначен для управления автоматом заряжания. Он размещен на лицевой панели прицела-дальномера.
Индикатор количества выстрелов служит для определения количества выстрелов каждого типа, загруженных во вращающийся транспортер, а также количества пустых кассет в нем. Он закреплен на кронштейне слева в башне над механизмом поворота. В качестве индикатора количества выстрелов используется миллиамперметр со специальной шкалой.
Пульт загрузки предназначен для управления автоматом заряжания в режиме загрузки-разгрузки и ручного заряжания. Он установлен справа в башне.
Цикл работы АЗ в режиме автоматического заряжания при включенном стабилизаторе вооружения начинается с нажатия кнопки «АЗ ВКЛ.» на пульте управления АЗ при загруженных во вращающийся транспортер выстрелах. При этом транспортер начинает вращаться. При подходе кассеты с выбранным типом выстрела к окну выдачи вращающийся транспортер тормозится и останавливается. Одновременно с вращением транспортера пушка приводится к углу заряжания и стопорится электромашинным стопором. В процессе торможения транспортера при застопоренной пушке поднимается рамка. После остановки транспортера при поднятой (или движущейся вверх) рамке кассета с выстрелом поднимается на линию досылания снаряда и в этом положении стопорится. Затем, с помощью досылателя, снаряд досылается в камору пушки, а цепь досылателя возвращается в исходное положение. Затем кассета опускается и стопорится на линии досылания заряда. Одновременно, в конце досылки снаряда, открывается крышка люка выброса, выбрасывается поддон и крышка люка закрывается. После стопорения кассеты заряд досылается в камору пушки, клин затвора закрывается, а цепь досылателя возвращается в исходное положение. Пустая кассета и рамка возвращаются в нижнее положение, а пушка, расстопориваясь, возвращается в согласованное положение с линией прицеливания. Цикл заряжания окончен, пушка готова к производству выстрела.
Силовая установка
На танке Т-72 установлен 12-цилиндровый V-образный четырехтактный многотопливный дизель В-46 мощностью 780 л.с. при 2000 об/мин с жидкостным охлаждением и приводным центробежным нагнетателем. Двигатель В-46 является модификацией двигателя В-55В и отличается от него, главным образом, установкой центробежного нагнетателя и многотопливностью. Масса двигателя - 980 кг. Двигатель установлен в силовом отделении машины перпендикулярно к ее продольной оси на фундаменте, приваренном к днищу.
Многотопливный двигатель В-46 может эксплуатироваться на дизельном топливе марок ДЛ, ДЗ и ДА, бензинах А-66 и А-72 и керосинах Т-1, ТС-1 и Т-2. Основным видом топлива является дизельное. Пере