Историческая справка
Первые серийные танки М1 “Абрамс” были изготовлены в 1980 г. на государственном танковом заводе в Лиме, шт. Огайо, однако массовое производство началось только в сентябре 1981 г. В 1982 г. танковое отделение фирмы Крайслер Корпорэйшн купило отделение Лэнд Системз крупнейшей американской военно-промышленной корпорации Дженерал Дайнемикс. В том же году началось серийное производство “Абрамсов” еще на одном государственном танковом заводе — Детройтском арсенале, г.Уоррен, шт. Мичиган. Оба завода взяты в аренду корпорацией Дженерал Дайнемикс. Нормальный темп производства составлял 70 танков в месяц, рекордным стал октябрь 1986 г., когда танкостроители обоих заводов выдали 103 “Абрамса”. Производство “базового” варианта Ml прекратилось в январе 1985 г., всего построено 2374 танка этой модификации.
КОНСТРУКЦИЯ ТАНКА M1 “АБРАМС”
Опытные танки, предназначенные для испытаний второго этапа, значительно отличались от ХМ1: кресло механика-водителя было установлено по оси корпуса танка, а не слева от нее, башня имела совершенно другую форму с более простыми очертаниями. Именно эти танки стали непосредственными предшественниками “Абрамса”.
Корпус танка представляет собой сварную конструкцию с большим углом наклона верхнего лобового бронелиста.
В передней части корпуса находится отделение управления объемом 2,5 м куб. Регулируемое по высоте сиденье механика-водителя с мягкой обивкой, подголовником и поясничной опорой расположено по оси танка. В боевом положении, при закрытом люке механик-водитель занимает положение полулежа с приподнятыми относительно сиденья ногами. Управление движением танка осуществляется с помощью Т-образной рулевой колонки мотоциклетного типа и педали тормоза. Все необходимые органы управления сгруппированы на рулевой колонке: переключатель передач заднего и переднего хода, регулятор подачи топлива. Доступ механика-водителя к своему рабочему месту осуществляется только через люк в верхнем лобовом бронелисте (аварийный люк в днище корпуса отсутствует) при развернутой стволом назад башне. В крышке люка монтируется три неподвижных перископических прибора наблюдения.
Боевое отделение объемом 10,4 м куб включает среднюю часть корпуса и башню кругового вращения. В башне расположено основное и вспомогательное вооружение — стабилизированная в двух плоскостях 105-мм нарезная пушка М68Е1 и спаренный с ней пулемет М240 калибра 7,62 мм. Углы наведения орудия в вертикальной плоскости — от -9° до +20°. На командирской башенке смонтирован зенитный пулемет Браунинг М2 калибра 12,7 мм (углы наведения в вертикальной плоскости от -10° до +65°), а перед люком заряжающего — еще один MAG-58. Дистанционного управления башенные пулеметы не имеют, стрельба из них возможна только “вручную” при открытых люках. Боекомплект к пулеметам состоит из 11.400 (на серийных танках боекомплект уменьшен до 9.800 патронов) патронов винтовочного калибра и 1000 12,7-мм патронов. На бортах башни установлены 66-мм шестиствольные гранатометы для стрельбы дымовыми гранатами, дальность стрельбы — 30 м, боекомплект — 12 гранат. В качестве личного оружия экипажа используются 5,56-мм винтовки М-16А1 и ручной 40-мм гранатомет; боекомплект — 210 патронов к винтовкам и 18 гранат.
Справа от орудия находятся места командира и наводчика, слева — вращающееся сиденье заряжающего.
Сиденье командира танка имеет два положения — опущенное, “по боевому”. и поднятое, “по походному” — с открытым верхним люком. В изолированном отсеке значительной по размерам кормовой нише башни размещена основная часть боекомплекта к пушке (44 унитарных выстрела из 55. остальные выстрелы хранятся в бронированных контейнерах в корпусе танка и на полике башни перед заряжающим). В боекомплект пушки входят выстрелы с бронебойными подкалиберными оперенными снарядами с отделяющимся поддоном М735 (сердечник из вольфрама). М774 и М883 (сердечники из обедненного урана), снарядами с готовыми стреловидными поражающими элементами М494, кумулятивными М456 и дымовыми М416 снарядами. а также учебные выстрелы М737.
Фирма Крайслер при разработке танка Ml отказалась от системы управления огнем опытного ХМ-803, в которой использовались комбинированные прицел наводчика и панорамный прицел командира, оба с независмой стабилизацией линии прицеливания. Такая СУО представялась чрезмерно дорогой (43% от общей стоимости машины) и сложной. Фирма Крайслер поставила задачу добиться на танке M1 близкой к ХМ-803 точности стрельбы и при этом втиснуть цену приборов управления огнем в 23% от стоимости всей машины.
Вооружение
В бронированной башне кругового вращения установлена 105мм нарезная пушка М68Е1, стабилизированная в двух плоскостях наведения. Справа от нее находятся места командира и наводчика, а слева располагается заряжающий. В изолированном отсеке кормовой части башни в боеукладках размещена основная часть боекомплекта пушки (44 унитарных выстрела из 55). Доступ к снарядам возможен только после открытия броневых перегородок. Остальные выстрелы хранятся в бронированных контейнерах, закрепленных в корпусе танка (восемь штук), и на полике башни перед заряжающим (три).
В боекомплект пушки входят выстрелы с бронебойными подкалиберными снарядами с отделяющимся поддоном М735 (сердечник из вольфрама), М774 и М883 (сердечники из обедненного урана), а также учебные выстрелы М737.
Вспомогательное вооружение представлено 7,62-мм пулеметом, спаренным с пушкой, вторым пулеметом того же калибра (смонтирован перед люком заряжающего) и 12,7-мм пулеметом (на командирской башенке). Боекомплект 11400 патронов (калибр 7,62 мм) и 1000 патронов (12,7 мм). На бортах башни закреплены шестиствольные гранатометы для постановки дымовых завес. Имеется также термодымовая аппаратура.
На М1А1 установлена Немецкая 120-мм гладкоствольную пушку. Именно 120-мм пушка является ключевым отличием варианта М1А1 от «Абрамсов» более ранних выпусков. В США немецкое орудие несколько переработали, изменив конструкцию люльки и казенника.
Серийное производство пушек под обозначением М256 было налажено на Уотервлитском арсенале.
Боекомплект к пушке из-за большего размера боеприпасов уменьшен до 40 выстрелов, 34 из них размещаются в кормовой нише. Боеприпасы - унитарные со сгорающей гильзой и стальным поддоном. В состав боекомплекта входят бронебойные подкалиберные боеприпасы М827 с вольфрамовым сердечником и М829 с сердечником из обедненного урана. Возможно также использование штатных германских боеприпасов — оперенных бронебойных подкалиберных и многоцелевых кумулятивно-осколочных снарядов. Стоит отметить, что на сравнительных испытаниях в США «Леопард-2» критиковался за недостаточное количество боеприпасов к 120-мм пушке — 42 выстрела, а на М1А1 янки удовлетворились 40. Уменьшен и боезапас к спаренному пулемету — с 4800 до 2800 патронов. В связи с изменением баллистики основного вооружения необходимые изменения были внесены в вычислитель системы управления огнем; введен счетчик расхода боеприпасов, работающий от датчика, учитывающего откаты пушки. По расчетным оценкам дальность действительного огня при стрельбе с ходу для бронебойных боеприпасов 120-мм пушки составляет 1,9—2 км и 1,7—1,8 км для кумулятивных боеприпасов; при ведении огня с места дальность увеличивается соответственно до 2,6—2,8 и 2—2,2 км.
Время подготовки первого выстрела при стрельбе с ходу составляет: наводчиком — 15, а командиром — 17с. При ведении огня с места время уменьшается до 9—10 и 11—12 с соответственно.
Комплекс управления огнем.
Разработкой СУО занималась фирма Хьюз Эйркрафт. Детальному анализу с точки зрения критерия стоимость-эффективность пришлось подвергнуть все элементы СУО. Исследования показали, что на долю абсолютно необходимой системы ночного видения приходится примерно 1/5 всей суммы, следовательно — не получается в рамках определенной стоимости всей СУО сделать двухплоскостную независимую стабилизацию линии визирования основного прицела наводчика. В то же время, наибольший вклад в повышение точности стрельбы вносит независимая стабилизация оптической оси прицела в вертикальной плоскости (в три раза выше, чем при стабилизации линии прицеливания только по горизонту), к тому же стабилизировать ось по углу места проще и дешевле, чем по азимуту. Поэтому пришлось пойти на компромисс— оптическая ось основного монокулярного прицела наводчика GPS (Gunner periscop sight — перископический прицел наводчика) имеет независимую стабилизацию только по углу места, по азимуту — прицел стабилизируется вместе с пушкой. Прицел наводчика имеет оптическую головку с 3- и 10-кратным увеличением. в него встроен тепловизионный канал ночного видения и лазерный дальномер. Прицел установлен на крыше башни под бронеколпаком и в нерабочем положении закрывается стальной заслонкой, открываемой из башни.
ИК система и лазерный дальномер разработаны фирмой Хьюз Эйркрафт. Тепловизиор обеспечивает дальность видения в темное время суток до 2000 м, лазерный дальномер дает возможность определять дальность до цели как с места, так и с движения на дистанциях от 200 до 8000 м. Прицел имеет окулярный отвод для командира. С пушкой прицел связан в вертикальной плоскости посредством синхронной электрической следящей системы. Стрельбу из орудия может вести как наводчик, так и командир.
В качестве вспомогательных используются монокулярные нестабилизированные прицелы фирмы Кол-морген; М919 с 3- кратным увеличением — у командира и М920 с 8-кратным увеличением — у наводчика. Прицел М919 установлен во вращающейся крышке люка башни и связан с крупнокалиберным пулеметом параллелограмным механизмом.
Параметры баллистического вычислителя также подверглись серьезному анализу с целью его возможного упрощения. Вместо более дорогого аналогового в СУО танка М1 используется цифровой вычислитель ХМ21. Автоматически в вычислитель вводятся данные от датчика ветра, лазерного дальномера, датчиков скорости цели и крена цапф орудия. Тип снаряда, данные об износе канала ствола, атмосферном давлении, температуре заряда и поправки на ошибки выверки прицела вводятся в вычислитель вручную.
Орудие и спаренный с ним пулемет стабилизированы в двух плоскостях. Приводы стабилизации орудия и башни электрогидравлические фирмы Кадиллак Гейдж. Скорость разворота башни — 23 град./с, наведения орудия — 6,3 град/с.
Для наблюдения за местностью на рабочем месте командира в командирской башенке установлено шесть призматических приборов наблюдения, у заряжающего — призматический прибор, закрепленный на вращающейся опоре.
Характеристики подвижности
Моторно-трансмиссионное отделение расположено в кормовой части машины. Газотурбинный двигатель AGT-1500 (рис.12) выполнен в одном блоке с автоматической гидромеханической трансмиссией Х-1100-3В. В зарубежной прессе сообщалось, что блок может быть заменен менее чем за 1 ч. Выбор газотурбинного двигателя американские специалисты объясняют рядом его преимуществ по сравнению с дизелем той же мощности при меньшем объеме ГТД. Кроме того, последний имеет меньшую массу (примерно в 2 раза), относительно простую конструкцию, больший (в 2 - 3 раза) ресурс работы. Он лучше удовлетворяет требованиям многотопливности. Вместе с тем отмечаются такие его недостатки, как повышенный расход топлива и сложность воздухоочистки.
В период 1978 - 1980 годов на основании результатов ходовых испытаний в конструкцию двигателя были внесены изменения, направленные на уменьшение расхода топлива, повышение надежности, увеличение срока службы и снижение затрат на техническое обслуживание и ремонт.
AGT-1500 - трехвальный двигатель с двухкаскадным осецентробежным компрессором, индивидуальной камерой сгорания тангенциального расположения, двухступенчатой силовой турбиной с регулируемым сопловым аппаратом первой ступени и стационарным кольцевым пластинчатым теплообменником. Сопловые и рабочие лопатки первой ступени турбины высокого давления охлаждаются воздухом, отбираемым на выходе из компрессора и подаваемым через отверстия в хвостовиках лопаток. Максимальная температура газа в турбине составляет 1193°С.
Редуктор, размещенный внутри корпуса теплообменника, уменьшает число оборотов на выводном валу ГТД до 3000 об/мин. Снижение расчетного числа оборотов турбины с 26 400 до 22 500 об/мин позволило заменить применявшийся ранее двухступенчатый планетарный редуктор одноступенчатым. Регулятор подачи топлива обычный гидромеханический. Электронная система управления обеспечивает необходимую последовательность операций при запуске двигателя, а также выключает его в случае превышения допустимых температур или скорости вращения роторов.
На двигателе установлен стационарный пластинчатый барабанно-цилиндрический теплообменник. Он собран из кольцевых пластин, изготовленных из нержавеющей стали, спаянных по контуру, укрепленных продольными стяжными болтами и образующих цилиндрический барабан, который охватывает диффузор турбины. Газовые воздушные каналы создаются отверстиями в пластинах и зазорами между ними. Рабочее давление в теплообменнике 14,76 кг/см.кв, степень регенерации тепла при работе двигателя на расчетной эксплуатационной мощности (70 проц. максимальной) достигает 72 проц. Компактность теплообменника и рациональность его компоновки позволили разработчикам добиться относительно небольших габаритов ГТД.
С 1979 года велись работы по увеличению мощности двигателя AGT-1500 до 1800 л.с. без существенных изменений его конструкции. Американские специалисты утверждают, что в дальнейшем этот показатель может быть доведен до 2000 л. с.
Автоматическая гидромеханическая трансмиссия Х-1100-3В обеспечивает четыре передачи переднего хода и две заднего. Она состоит из гидротрансформатора с автоматической блокировкой, планетарной коробки передач и бесступенчатого гидростатического механизма поворота.
Ходовая часть танка включает семь опорных катков (на каждой стороне) и две пары поддерживающих роликов, торсионную подвеску, а также гусеницы с резинометаллическим шарниром и съемными резиновыми подушками.
Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава. На первом, втором и седьмом опорных катках установлены лопастные гидравлические амортизаторы.
Пробег используемых в настоящее время гусениц Т156 составляет 1000 - 1700 км в зависимости от дорожных условий, местности и погоды. Однако согласно первоначальным требованиям, он должен был достигать 3200 км. Поэтому сейчас рассматривается вопрос о применении новых гусениц Т158, испытания которых уже закончились.
На танке установлена радиостанция У KB диапазона AN/VRC-12, в состав которой входят приемопередатчик RT-246, радиоприемник командира R-442, громкоговоритель LS-445 и командирский пульт дистанционного управления С-2742. Диапазон частот радиостанции — 30—76 МГц, дальность связи — 25-30 км. Для внутренней связи используется танковое переговорное устройство AN/VIC-1, к которому можно подключать внешнюю телефонную линию.
Защита
Танк оборудован системой защиты от оружия массового поражения с ручным включением, обеспечивающей подачу очищенного фильтро-вентиляционной ус тановкой воздуха к индивидуальным дыхательным маскам членов экипажа. В состав специального оборудования входят приборы радиационной и химической разведки.
Большое внимание при создании танка Ml уделялось резкому увеличению его защищенности по сравнению с предшествующими машинами (М60). Задача эта решалась комплексно: за счет снижения заметности танка, увеличения толщины брони, использования бронирования нового типа, уменьшения зон бронирования, ослабленных вырезами и рациональной внутренней компоновке машины. Снижению заметности способствует низкий силуэт танка и специальная окраска с текстурой, обладающеи лучшей маскировочной способностью по сравнению с покрытием танков М60.
Корпус и башня танка цельносварные, без использования крупных литых деталей. Корпус сваривается из пяти крупногабаритных элементов. В передней части корпуса имеются узлы навески бульдозерного отвала, каткового и плугового минных тралов. Башня состоит из наружной (лицевой) и внутренней (тыльной) оболочек из броневой стали, соединенных поперечными ребрами жесткости, между которыми заложены пакеты — наполнители из стальных и неметаллических материалов. Ходовая часть прикрыта секционированными экранами (семь секций на борт) с разнесенным бронированием, между которым находится наполнитель. Экраны крепятся к корпусу на кронштейнах с помощью шарниров, между собой секции соединяются шарнирно-петлевым соединением. Наиболее массивные передние секции крепятся к корпусу жестко, на болтах. Толщина каждой секции (кроме передней) составляет примерно 70 мм, общая масса экранов обоих бортов — 1,5 т. С целью повышения противоминной стойкости усилено бронирование передней части днища корпуса до 30-32 мм, в то время как толщина нижнего листа корпуса в кормовой части составляет 12,5 мм. Дифференция бронелистов по толщине применяется по всему танку на основе статистики распределения попаданий: толщина верхнего бронелиста корпуса изменяется от 50 мм в нижней части до 125 мм вблизи барбета башни, толщина брони, прикрывающей МТО варьируется от 25 до 32,5 мм, башни — от 25 до 125 мм, бортов корпуса — от 45 до 60 мм. В целом на бронезащиту приходится примерно 56% всей массы танка. Броня выполнена на основе английской композиционной брони «Чобхэм».
К числу конструктивных мероприятий по увеличению живучести танка, напрямую не связанных с ростом толщины брони, относятся:
· уменьшение высоты силуэта танка в целом (на 0,9 м по сравнению с М60);
· уменьшение высоты командирской башенки и основания под люк заряжающего;
· установка верхнего бронелиста с большим углом наклона;
· размещение приборов СУО не в вырезах башни, а на ее крыше;
· размещение спаренного с пушкой пулемета над вспомогательным прицелом наводчика позволило уменьшить размеры маски орудия;
· совмещение фронтальных проекций нескольких ослабленных зон в одну (например, совмещение проекций основного прицела наводчика и командирской башенки), площадь ослабленных зон по сравнению с танком М60 удалось снизить примерно в три раза (с 21,2% площади фронтальной проекции до 7,85%);
· дополнительная защита ключевых элементов танка второстепенными узлами;
· использование в качестве дополнительной защиты топливных баков (сиденье механика-водителя установлено между двух бронированных протектированных топливных баков, сами баки для предупреждения возгорания заполнены пенополиуританом);
· изоляция членов экипажа от возможной детонации боекомплекта за счет размещения большей его части в кормовой нише башни, изолированной от боевого отделения раздвижными бронезаслонками, кроме того, в крыше башни над боекомплектом установлены три специальные вышибные пластины, направляющие зрывную волну при взрыве боекомплекта наружу.
Автоматическая быстродействующая система противопожарного оборудования состоит из двух подсистем, установленных в моторно-трансмиссионном и боевом отделении. В состав системы входят датчики возгорания, блок управления и баллоны с огнегасящим составом «Хэлон-1301». Время реакции системы на возгорание не превышает 150 мс.
Основные модификации:
- M1 (1980) — базовая модель. 105-мм нарезная пушка, боекомплект 55 снарядов.
- IPM1 (1984) — усилено лобовое бронирование корпуса и башни (уровень M1A1), модернизирована подвеска и трансмиссия, введен электроспуск ЗПУ.
- M1A1 (1985) — 120-мм гладкоствольная пушка, боекомплект 40 снарядов, новая коллективная система защиты от ОМП со встроенным кондиционером.
- M1A1HA (1988) — усилено бронирование башни.
- M1A1HC (1990) — доработки в соответствии с требованиями КМП, боекомплект увеличен до 42 артиллерийских выстрелов.
- М1А1НА+ (1991) — аналогичен M1A1HC, но усилено бронирование лба башни.
- М1А1D (2000) — боевая информационно-управляющая система FBCB2.
- M1A1AIM — модернизация ранее построенных танков. Тепловизор второго поколения для наводчика, безопасный для глаз лазерный дальномер, тепловизионный прибор наблюдения для механика-водителя, система управления войсками FBCB2, телефон для связи с пехотой.
- M1A2 (1992) — независимый тепловизионный панорамный прицел командира, новый прицел наводчика со стабилизацией в двух плоскостях и безопасным для глаз дальномером, новая командирская башенка с 8 перископами (вместо 6), тепловизионный прибор наблюдения для механика-водителя, боевая информационно-управляющая система IVIS. Усиленное бронирование. Боекомплект 42 выстрела к орудию.
- M1A2SEP (2000) — в прицелы командира и наводчика введены тепловизионные камеры 2го поколения (технология SADA II), установлена система управления войсками FBCB2. Усилено бронирование. Введен кондиционер.
- M1A2TUSK — установлен «Tank Urban Survival Kit» — «танковый городской спасательный комплект» — дополнительные резинотканевые бортовые противокумулятивные экраны, а также второй зенитный пулемет М-240 и телефон для связи с пехотой
M1 Abrams | |
---|---|
Классификация | основной боевой танк |
Боевая масса, т | М1А1 — 57,15 т; М1А2 — 61,3 т |
Компоновочная схема | классическая |
Экипаж, чел. | 4 |
История | |
Годы производства | с 1980 |
Годы эксплуатации | с 1981 |
Количество выпущенных, шт. | 10 700 |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 7917 |
Длина с пушкой вперёд, мм | 9766 |
Ширина корпуса, мм | 3658 |
Высота, мм | 2885 |
Клиренс, мм | 480 |
Бронирование | |
Тип брони | катаная стальная и комбинированная, противоснарядная |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 105-мм M68 (начиная с M1A1 — 120-мм М256) |
Тип пушки | нарезная (начиная с M1A1 — гладкоствольная) |
Длина ствола, калибров | 50,92 (начиная с M1A1 — 44) |
Боекомплект пушки | M1 — 55 (начиная с M1A1 — 42) |
Углы ВН, град. | −10…+20 |
Прицелы | перископический монокулярный GPS со встроенным лазерным дальномером, телескопический M920, монокулярный M919 |
Пулемёты | 1×12,7-мм M2HB, 2×7,62-мм M240 |
Подвижность | |
Тип двигателя | газотурбинный |
Мощность двигателя, л. с. | 1500 |
Скорость по шоссе, км/ч | M1 — 72; M1A2 — 70 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 48,3 |
Запас хода по шоссе, км | 410[1] |
Удельная мощность, л. с./т | 24,5 |
Тип подвески | индивидуальная торсионная |
Удельное давление на грунт, кг/см² | М1 — 0,93; М1А1 — 0,97; М1А2 — 1,07 |
Преодолеваемый подъём, град. | 30 |
Преодолеваемая стенка, м | 1,2 |
Преодолеваемый ров, м | 2,7 |
Преодолеваемый брод, м | 1,2 (2,3 с ОПВТ) |