Несмотря на быстро изменяющуюся политическую обстановку в мире, в конструкторских бюро интенсивно велись работы над созданием новой боевой машины. Усилия специалистов, искавших неординарные решения, которые отвечали бы новым требованиям, принесли свои плоды, в результате чего появилась боевая машина пехоты БМП-3.
По конструктивной схеме БМП-3 отличается от своих предшественников. В передней части корпуса в один ряд расположены сиденья трех членов экипажа. Среднее занимает механик-водитель, крайние — стрелки, каждый из которых обслуживает 7,62-мм пулемет. Непосредственно за ними находится двухместная башня, в которой располагаются командир машины и наводчик.
За башней в кормовой части корпуса размещается десантное отделение, рассчитанное на пять солдат с полной выкладкой. Как и в БМП-1 и БМП-2, каждый из них может вести огонь изнутри машины через специальные стрелковые гнезда. Солдаты десанта занимают места в машине через двери в кормовой стенке корпуса, откидные панели в крыше или люки в этих панелях. Силовое отделение находится в кормовой части корпуса, за сиденьями десанта. Его высота довольно мала, что затрудняет проход солдат к кормовым дверям. Конструктивная схема БМП-3 существенно отличается от общепринятой схемы боевых машин пехоты, при которой отделение управления и силовое отделение располагаются рядом в передней части корпуса. Она позволяет более точно уравновесить машину (двигатель и трансмиссия выступают в качестве противовеса мощному бронированию передней части корпуса), что отвечает условиям стабилизации основного вооружения. А расположение ведущих колес в кормовой части машины является более выгодным с точки зрения работы гусеничного хода.
Люки командира, наводчика и двух стрелков, сидящих по обе стороны от механика-водителя, открываются вперед и тем самым служат дополнительной защитой при спешивании или посадке в машину в непосредственной близости от противника. Люк механика-водителя приподнят и открывается назад. Такое решение продиктовано необходимостью обеспечить механику-водителю нормальный обзор при езде с поднятым сиденьем.
Настоящим шоком для зарубежных специалистов стало вооружение БМП-3. В башне кругового вращения установлена 100-мм нарезная пушка 2А70, спаренная с ней 30-мм пушка 2А72 и спаренный пулемет калибра 7,62 мм. Стволы обеих пушек соединены хомутами, а пулемет установлен в отдельном гнезде рядом с ними. Кроме того, впереди, по обе стороны корпуса, расположены еще два курсовых пулемета калибра 7,62 мм. Стрелки, обслуживающие их, имеют в своем распоряжении по одному перископу.
На БМП-3 установлена система 9К116 «Бастион», которая позволяет вести из пушки стрельбу противотанковыми управляемыми снарядами 9М117. Это система второго поколения, и теперь для поражения цели наводчик должен лишь удержать ее в окуляре прицела. Снаряд наводится по лазерному лучу, которым наводчик подсвечивает цель. Лазерный излучатель располагается над пушкой по оси башни.
Такой способ наведения ракеты обеспечивает высокую вероятность поражения цели, но в то же время предупреждает противника об опасности, если его машина оснащена системой оповещения. Учитывая, что максимальная скорость полета ПТУРСа составляет 375 м/с, а расстояние до цели — 4000 м, у противника остается 10—15 секунд, чтобы каким-то образом отреагировать на смертельную угрозу. Реактивный снаряд 9М117 насквозь пробивает плиту из гомогенной стали толщиной 660 мм, защищенной к тому же реактивной броней.
Вооружение, установленное в башне, стабилизировано в двух плоскостях с помощью полностью электрических систем. Следует отметить, что в вертикальной плоскости из обеих пушек можно вести огонь в секторе от -6° до +60°, что позволяет эффективно бороться с воздушными целями — главным образом вертолетами — и объектами, расположенными на закрытых позициях. Обе пушки заряжаются с помощью автоматов заряжания, причем к 30-мм пушке боеприпасы подаются с двух сторон, что дает командиру машины и наводчику широкое поле для маневра в плане выбора типа оружия и боеприпасов в зависимости от характера поражаемой цели. Ведение прицельной стрельбы обеспечивает система управления огнем в состав которой входят лазерный дальномер и цифровой баллистический вычислитель.
Боекомплект БМП-3 состоит из 22 выстрелов калибра 100 мм 305 кумулятивных и 195 подкалиберных снарядов для 30-мм пушки 6—8 противотанковых управляемых снарядов и 6000 патронов для 762-мм пулеметов. 100-мм пушка имеет скорострельность до 10 выстрелов в минуту а пушка 2А72 — до 300 выстрелов в минуту Можно без преувеличения сказать что вооружение БМП-3 является наиболее мощным из всех боевых гусеничных машин мира. С одинаковым успехом БМП-3 способен уничтожать живую силу противника бронетранспортеры боевые машины пехоты укрепленные позиции и воздушные цели. Более того он может представлять серьезную угрозу практически для любого современного танка. Сомнительно конечно что снаряд выпущенный из 100-мм пушки может пробить танковую броню но повреждения ходовой части или уничтожения приборов наблюдения и прицеливания зачастую оказывается достаточно чтобы вывести танк из строя. Дополнительную и нешуточную угрозу представляют противотанковые управляемые снаряды. Рабочее место наводчика оборудовано стабилизированными в двух плоскостях приборами наблюдения.
Слабой стороной БМП-3 можно считать использование активных приборов для ведения наблюдения в ночное время. В то время когда все чаще применяются пассивные приборы наблюдения с дневным и ночным каналами (в том числе тепловизоры) это существенно снижает возможности машины. Активные приборы ночного видения не только не обеспечивают распознавания целей и ведения огня с большою расстояния но и выдают месторасположение машины противнику (инфракрасный прожектор). Эта проблема является общей и для других боевых гусеничных машин советского а ныне российского производства.
На БМП-3 установлен четырехтактный десятицилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения УТД-29М развивающий мощность 368 кВт, что дает хороший показатель удельной мощности — около 200 кВт/т. Ранние модели БМП-3 оснащались более слабыми двигателями УТД-29 мощностью 331 кВт но несмотря на это показатель удельной мощности все равно был достаточно высок 17,7 кВт/т. В сравнении с другими машинами того же класса (М2А2 "Брэдли" 14,9 кВт/т, "Мардер-1АЗ"—15,1 кВт/т, CV90 - 18,4 кВт/т) это очень существенное преимущество. Возможно отчасти это можно объяснить более легким бронированием хотя оно гораздо лучше чем на БМП-1 и БМП-2 (пошли впрок уроки Афганистана).
Выхлопная труба расположена справа в кормовой части машины. Размещение двигателя в необычно низком силовом отделении оказало большое влияние на его конструкцию. Чтобы уменьшить его высоту блоки цилиндров пришлось установить под очень большим углом — 144°. Вместе с тем конструкторы отказались от механической трансмиссии которая применяется на большинстве российских боевых гусеничных машин и остановили свои выбор на гидромеханической. Модернизации подверглись также механизмы поворота. Двухступенчатые планетарные механизмы поворота уступили свое место дифференциальному механизму с гидравлическим управлением. Это значительно улучшило ходовые качества машины при движении по бездорожью на высоких скоростях и ее маневренность (особенно на застроенных участках среди деревьев и т. д. ).
На дорогах с твердым покрытием БМП-3 развивает скорость около 70 км/ч при движении вперед и 20 км/ч при движении задним ходом Запаса топлива (690 л) хватает на 600 км пробега. Необходимо упомянуть и о том что конструкторы постарались обеспечить хороший обзор с места механика-водителя. Из-за узкого поля зрения механики-водители опасались ездить на высоких скоростях несмотря на большие возможности двигателя трансмиссии и подвески. Отсутствие необходимого количества хороших перископов на рабочем месте механика-водителя всегда было недостатком советских боевых гусеничных машин (достаточно вспомнить Т-72). Зато теперь вокруг люка механика-водителя БМП-3 имеется целых четыре перископа.
Все машины семейства БМП-1 2 и 3 являются плавающими. Основное различие заключается лишь в способе их привода на воде. На БМП-3 установлены водометные движители, что существенно улучшило маневренность машины. Максимальная скорость плавания достигает 10 км/ч. Изменение направления движения на воде осуществляется при помощи заслонок водометов. Волноотражательный щиток располагается перед лобовой плитой корпуса и при действиях на суше выполняет функцию дополнительной защиты. Перед преодолением водной преграды механик-водитель поднимает его не покидая своего места.
Ходовая часть БМП-3 состоит из шести пар сдвоенных обрезиненных опорных катков резинометаллических гусениц с направляющим гребнем двух ведущих колес заднего расположения двух направляющих колес и шести (2х3) поддерживающих роликов. Более широкие чем на БМП-1 и БМП-2 опорные катки и гусеницы позволяют сохранить величину удельного давления на грунт примерно на том же уровне 0,061 Мпа несмотря на то что БМП-3 имеет большую массу (18,7т).
БМП-3 оборудован фильтровентиляционной установкой, системой пожаротушения установленной в силовом и боевом отделениях, а также аппаратурой для постановки дымовых завес.
Небольшое количество БМП-3 закупили Объединенные Арабские Эмираты. На эти машины установлены французские приборы для ведения наблюдения в дневное и ночное время работающие по принципу тепловизора.
В июне 1995 г в специальной прессе появилось сообщение о закупке Кипром 43 БМП 3. Каждая боевая машина пехоты обошлась киприотам по 920000 долларов — очень привлекательная цена для БМП с такой огневой мощью.
На базе БМП-3 разработаны машина техническою обеспечения, истребитель танков и боевая разведывательная машина БРМ-ЗК "Рысь". Истребитель танков вооружен двумя пусковыми установками ПТУРС "Корнет", которые наводятся на цель по лазерному лучу. Заряжание пусковых установок полностью механизировано. С каждой из них связан барабанный магазин с шестью ПТУРСами (кроме того, еще шесть снарядов имеется в запасе). Экипаж самоходного ПТРК состоит из трех человек: командира, оператора противотанкового ракетного комплекса и механика-водителя.
Разведывательная машина «Рысь» разрабатывалась для разведывательных и специальных подразделений, предназначенных для ведения боевых действий в тылах противника. Корпус, силовой агрегат и ходовая часть позаимствованы у БМП-3. В качестве основного вооружения на БРМ «Рысь» используется 30-мм пушка двустороннего заряжания 2А72 со скорострельностью 300 выстрелов в минуту. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. Машина оборудована системой обнаружения целей и передачи данных командованию части. «Рысь» оборудована навигационной системой 1Г50, основным элементом которой является новый гирокомпас. С помощью средств связи экипаж может передавать полученную информацию на дальность до 100 км, а с установленной антенной мачтой — до 350 км. БРМ-ЗК «Рысь» оснащена фильтровентиляционной установкой и системой пожаротушения.
Боевая масса, т 18,7
Экипаж, чел. 3+7
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед 6725
ширина 3300
высота до крыши башни 2450
клиренс 450
Бронирование противопульное
Вооружение: 100-мм пушка 2А70, 30-мм пушка 2А72, три 7,62-мм пулемета
Боекомплект: 22 выстрела калибра 100 мм, 500 выстрелов калибра 30 мм, 6000 патронов
Двигатель УТД-29М, 4-тактный 10-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения, мощность 368 кВт
Удельная мощность двигателя, кВт/т 20,0
Удельное давление на грунт, Мпа 0,061
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 70
Запас хода по шоссе, км 600
Запас топлива, л 690
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 0,8
ширина рва, м 2,5
глубина брода, м плавает
Модификации
БМП-3М — усовершенствованная модификация БМП-3. Превосходит базовую версию по подвижности и огневой мощи благодаря установке нового турбированного двигателя УТД-32Т мощностью 660 лошадиных сил и усовершенствованной системы управления огнём, позволяющей распознавать цели и вести прицельную стрельбу на бо́льших дальностях и скоростях движения.
БРЭМ-Л - бронированная ремонтно-эвакуационная машина на базе боевой машины пехоты.