Инженерная машина разграждения ИМР предназначена для оборудования колонных путей, проделывания проходов в зонах слошных лесных или городских завалов, образовавшихся после применения ядерного оружия или же массововых авиабомбардировок. С этой целью машина оснащена мощным бульдозерным оборудованием и телескопическим манипулятором. Базовая машина - танк Т-55 без башни и танкового вооружения. Мощность двигателя 580 л.с., масса 37.5 т., запас хода 530 км., преодолеваемый без подготовки брод 1.4 м., преодолеваемая стенка 0.8 м., преодолеваемый ров 2.7м. Максимальная скорость до 50 км в час, транспортная скорость по пересеченной местности 30-35 км. в час. Машина герметизирована, снабжена системой подводного вождения (движение под водой на глубине до 5 метров), системой противоатомной защиты, радиостанцией Р-113 (Р-123), системой автоматического пожаротушения, радиометром-рентгенометром ДП-3Б, прибором химической разведки ВПХР, фильто - вентилляционной установкой, благодаря чему, машина может работать на местности зараженной отравляющими и радиоактивными веществами, причем экипаж в машине может находится без средств защиты. Коэффициент снижения дозы облучения равен 10. Машина оснащена системой дымопуска ( дизельное топливо впрыскивается через форсунку в выхлопную трубу двигателя, благодаря чему образуется очень плотная и значительная по размерам дымовая завеса.

Бульдозерное оборудование может находится в двухотвальном, бульдозерном или грейдерном положении, причем изменение положения оборудования производится гидравлически без выхода экипажа из машины. Впереди бульдозер имеет управляемую лыжу, что позволяет регулировать степень заглубления ножа булдьдозера. С помощью бульдозерного оборудования машина может сдвигать обломки, засыпать рвы, воронки. Ширина захвата бульдозера в грейдерном положении 3.4 м., двухотвальном 3.56 м., в бульдозерном 4.15 м. Машина проделывает проход в сплошном лесном завале со скоростью до 200-300 м. в час, в городских завалах 160-200 м. в час. Машина может проделывать колонный путь по среднепересеченной местности со скоростью 5-8 км. в час. Телескопическая стрела с захватом-манипулятором предназначена для удаления из зоны прохода отдельных стволов деревьев, обломков стен, остатков машин, выдергивания из земли столбов, заборов, обрушения остатков стен. Грузоподъемность стрелы 2 тонны, максимальный вылет стрелы 8.8 м. С помощью, имеющегося в комплекте машины скребка-ковша стрела может использоваться в качестве экскаваторного оборудования. Объем скребка-ковша 0.4 куб. м. Производительность такого экскаватора 40 куб.м. грунта в час. Экипаж машины 2 человека (механик-водитель и командир-оператор).

В транспортном положении бульдозерное оборудование поднимается и забрасывается на крышу машины, телескопическая стрела вдвигается сама в себя и разворачивается назад. Благодаря этому а транспортном положении ИМР довольно компактна. Вооружение машины: автомат АКМС (АКС-74У) с запасом патронов 150 шт., 10 гранат Ф-1, сигнальный пистолет СПШ с запасом сигнальных ракет 30 шт. Состоит на вооружении в инженерно-саперном батальоне мотострелковой (танкововой) дивизии - 3 машины, инженерных батальонах штурма и разграждения, батальонах ликвидации аварий на ядерных объектах.

ИМР в войсках В войсках машину встретили настороженно. Все же она была дороговата, моторесурс тоже стоил дорого. Использовать ее так, как использовали БАТ-М, не решались, опасались за прочность гидрозамков бульдозерного оборудования. По большей части использовали телескопическую стрелу. Она оказалась незаменима для выполнения грузоподъемных работ, когда требовалась высокая точность(например, опускание обсадных труб в скважину, установка бетонных плит ограждения). Опытные операторы могли захватом стрелы закрывать коробок со спичками, лежащий на земле. В нашем батальоне два прапорщика изощрялись передавать от машины к машине сигарету, причем тот, кто принимал сигарету, принимал ее ртом. Настоящая работа этой машине нашлась в страшные дни мая 1986 года у четвертого блока Чернобыльской АЭС. Только тогда эту машину оценили по достоинству. ИМР оказалась единственной машиной способной работать возле разрушенного ядерного реактора. Она одна оказалась в состоянии расчистить проходы к реактору, выполнить необходимые замеры, удалять разбросанные вокруг реактора обломки стрежней с ядрным топливом, остатки стен. Она же начинала возводить вокруг реактора саркофаг, доставляла и устанавливала крановое оборудование.

Едва ли не все, стоявшие тогда в строю ИМРы оказались в Чернобыле и все они остались навсегда там. За время работы машины набирали так много радиации, что броня сама становилась радиоактивной. Десятки, если не сотни ИМРов среди сотен других машин стоят на заброшенном аэродроме времен войны возле Припяти. (Источник: сайт Беларусская армия)

Фотогалерея

Бесплатный хостинг uCoz