Разработка бронетранспортёра принципиально нового типа была начата в СССР в 1957-58 гг., когда стало ясно, что возможности дальнейшего развития выполненного по автомобильной схеме бронетранспортёра БТР-152 уже исчерпаны.
Новый бронетранспортёр по своей проходимости должен был не уступать танкам, преодолевать окопы и рвы шириной до 2 м и форсировать водные преграды вплавь. Из требования обеспечить "танковую" проходимость вытекало, что бронетранспортёр должен иметь как минимум три оси, равномерно распределённые по длине корпуса, а необходимость обеспечить плавучесть резко ограничивала возможность установки достаточно мощной броневой защиты. Бронетранспортёр создавался на своеобразной конкурсной основе, свои предложения представили конструкторские бюро ведущих автомобильных заводов страны. В частности КБ ЗиЛа предложило трёхосный БТР ЗИЛ-153 с полностью закрытым сварным бронированным корпусом и управляемыми колёсами передней и задней осей.
Из представленных проектов машин лучшим был признан бронетранспортёр ГАЗ-49, разработанный КБ Горьковского автозавода (главный конструктор В.А. Дедков). 13 декабря 1959 г. бронетранспортёр был принят на вооружение Советской Армии под обозначением БТР-60П (П - плавающий). Первая промышленная партия была выпущена в 1960 г. Бронетранспортёр БТР-60П и его модификации выпускались до 1976 г., они до сих пор состоят на вооружении более чем 30 стран мира.
Бронетранспортёр БТР-60П выполнен по компоновочной схеме с задним расположением силовой установки. В передней части корпуса находится отделение управления, а всю среднюю часть занимает десантное отделение.
Открытый сверху несущий корпус бронетранспортёра сварен из листов катаной броневой стали, расположенных со значительными углами наклона по вертикали. Из-за жёстких ограничений по массе броневой защиты, обусловленных стремлением обеспечить достаточную плавучесть бронетранспортёра, толщина броневых листов составляет 6-10 мм. Такая броня защищает от обычных пуль ручного стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра.
Находящиеся в отделении управления командир (его место находится у правого борта) и механик-водитель ведут наблюдение через пулестойкие стеклоблоки в крышах передних смотровых люков и в боковых скосах брони. Машины более позднего выпуска оборудовались также приборами ночного видения ТВН-2 и ТКН-1 и командирским перископом ТПКУ-2Б.
Расположенное в средней части корпуса десантное отделение рассчитано на размещение четырнадцати полностью экипированных мотострелков. Большая часть их них занимает места вдоль бортов, остальные располагаются на сиденьях, установленных в задней части десантного отделения поперёк продольной оси корпуса. Для ведения стрельбы пехотинцы могут пользоваться амбразурами в бортах корпуса (по три с каждого борта). Стрельбу можно вести также и через борт.
Штатное вооружение бронетранспортёра БТР-60П состоит из 7,62-мм пулемёта СГМБ, установленного на станке, закреплённом на кроштейнах: в походном положении - на лобовом листе, в боевом - на лобовом или бортовых листах. Имелись варианты с усиленным вооружением, когда на лобовом листе устанавливался 12,7-мм пулемёт ДШКМ, а на боковых листах - 7,62-мм пулемёты СГМБ.
Посадка и спешивание десанта осуществляются через борт и бортовые люки (по два с каджого борта). При этом пехотинцы вынуждены находиться без какой-либо защиты на высоте полтора-два метра над уровнем земли. В боевой обстановке это всегда влечёт за собой потери.
Для защиты от атмосферныхосадков открытое сверху десантное отделение бронетранспортёра БТР-60П закрывается брезентовым тентом. На принятой на вооружение в 1963 г. модификации БТР-60ПА брезентовый тент был заменён бронированной крышей; для посадки и спешивания в крыше смонтированы четыре верхник люка с бронекрышками. Численность пехотинцев, размещаемых в десантном отделении этого бронетранспортёра, была сокращена до десяти человек.
Силовая установка бронетранспортёра БТР-60П состоит из двух автомобильных шестицилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-40П мощностью по 90 л.с. каждый. Двигатели вместе со сцеплениями и коробками передач располагаются в моторно-трансмиссионном отделении в кормовой части корпуса. Трансмиссия состоит из двух комплектов агрегатов, каждый из которых представляет собой трансмиссию двухосной колёсной машины со всеми ведущими колёсами. Один из двигателей работает на первый и третий ведущие мосты, другой - на второй и четвёртый. Передние пары колёс могут отключаться. Все механизмы трансмиссии бронетранспортёра, за исключением колёсных редукторов и карданных передач к ним, размещаются внутри непроницаемого корпуса, что позволило выполнить днище бронетранспортёра гладким по всей длине.
Использование двух автомобильных карбюраторных двигателей и описанной выше схемы трансмиссии позволило использовать для бронетранспортёра лёгкие и малогабаритные механизмы автомобилей массового выпуска. Таким образом, было обеспечено снижение стоимости БТРа, что представлялось весьма важным с учётом потребностей Советской Армии во многих тысячах таких машин. При этом пришлось смириться с повышенной пожароопасностью двигателей, работающих на бензине.
Принятая на БТР-60П схема трансмиссии обеспечивает повышение его живучести в бою: с одним работающим двигателем бронетранспортёр может двигаться по шоссе со скоростью до 60 км/ч. Более того, бронетранспортёр может продолжать движение, потеряв два любых колеса.
На бронетранспортёре использована независимая торсионная подвеска на поперечных рычагах с телескопическими гидроамортизаторами. На колёсах установлены односкатные шины большого диаметра, давление в которых поддерживается централизованной системой регулирования давления с двумя двухцилиндровыми компрессорами. Две передние пары колёс являются управляемыми, имеется гидроусилитель рулевого привода.
При движении по шоссе бронетранспортёр развивает максимальную скорость 80 км/час. Проходимость его на пересечённой местности соответствует проходимости гусеничной машины. Водные преграды бронетранспортёр форсирует вплавь со скоростью 10 км/час. При этом используется водомётный движитель реактивного типа. Управления на плаву осуществляется поворотом вращающихся колёс и водяных рулей, установленных на выходе водомёта.
В состав оборудования бронетранспортёра БТР-60П входят радиостанция Р-113, приборы ночного видения, однобарабанная лебёдка и складной буксирный прибор. Бронетранспортёр БТР-60ПА имеет также систему обогрева обитаемых отделений.
Дальнейшим развитием БТР-60ПА стал бронетранспортёр БТР-60ПА1, принятый на вооружение в 1965 г. На нём установлены усовершенствованные агрегаты силовой установки и силовой передачи.
Модификации
- БТР-60П — базовая модификация, с открытым сверху корпусом, десантом из 14 человек и вооружением из одного 7,62-мм пулемёта СГМБ.
- БТР-60ПА — модификация с полностью закрытым герметичным корпусом, сокращённым до 12 человек десантом и заменой СГМБ на ПКБ.
- БТР-60ПА1 — модификация с усовершенствованными агрегатами силовой установки и улучшенной радиостанцией.
- БТР-60ПБ — модификация с сокращённым до 8 человек десантом, усиленным вооружением из 14,5-мм пулемёта КПВТ и 7,62-мм ПКТ в башне, и множеством других улучшений.
- TAB-71 — румынская версия, аналогична БТР-60П, но со значительно более мощной двигательной установкой и рядом мелких изменений.
- TAB-71M — румынская версия, развитие TAB-71, аналогичное БТР-60ПБ.
Общие характеристики:
Название - БТР-60П
Разработчик - КБ Горьковского автомобильного завода
Изготовитель - Горьковский автомобильный завод
Дата принятия на вооружение - 13 ноября 1959 г.
Производство - серия 1960 - 1963 гг.
Колёсная формула - 8 х 8
Экипаж, чел. - 2
Десант, чел. - 14
Бронирование – противопульное
Массо-габаритные характеристики:
Масса, т - 9.8 - 9.9
Удельное давление на грунт, кг/кв.см - 0.5 - 2.5
Длина, мм - 7220
Ширина, мм - 2906
Высота, мм - 2105 (2375)
Дорожный просвет, мм – 475
Вооружение:
Вооружение - 7.62-мм пулемет СГМБ
Боекомплект - 1250 патронов 7.62-мм
Стабилизатор орудия - нет
Прицел - М
ИК-прожектор – нет
Оборудование:
Средства постановки дымовых завес - нет
Радиостанция – Р-113
Двигатель, ходовая часть и динамические характеристики:
Двигатель - 2 х ГАЗ-49 (карбюраторные бензиновые, 6 цилиндров каждый)
Мощность двигателя, кВт (л.с.) - 2 х 66 (2 х 90)
Удельная мощность, л.с./т - 18.2 - 18.4
Трансмиссия - простая механическая
Подвеска - независимая торсионная с телескопическими гидроамортизаторами
Максимальная скорость, км/ч - на суше - 80, на плаву - 10
Запас хода, км - 500
Запас топлива, л - 290
Проходимость и преодоление препятствий:
Преодолеваемый подъём, град. - 30°
Допустимый крен, град. - 25°
Ширина преодолеваемого рва, м - 2
Высота преодолеваемой стенки, м - 0.6
Глубина преодолеваемого брода, м - плавает