В 1971 г. был изготовлен опытный образец колёсной боевой машины пехоты ГАЗ-50, разработанный КБ Горьковского автозавода на базе узлов и агрегатов БТР-60ПБ. Колёсная БМП имела такую же башню с вооружением, что и гусеничная БМП-1, а её десантное отделение вмещало восемь пехотинцев. По разным причинам БМП ГАЗ-50 серийно не выпускалась, но её шасси было использовано для создания нового бронетранспортёра БТР-70, принятого на вооружение 21 августа 1972 г.
Компоновка БТР-70 в целом повторяет компоновку БТР-60ПБ. В передней части корпуса находится отделение управления с местами командира машины и механика-водителя. За отделением управления расположено десантное отделение, а в кормовой части корпуса - моторно-трансмиссионное.
Командир машины и механик-водитель вне поля боя ведут наблюдение через два ветровых стекла, оборудованных стеклоочистителем и обогревательным устройством. В боевом положении стёкла закрываются броневыми крышками и командир ведёт наблюдение через три перископических прибора наблюдения ТНП-Б и прибор ТНПКУ-2Б, а механик-водитель через четыре прибора ТНП-Б. Для доступа в отделение управления в крыше корпуса имеются два люка.
Закрытый герметичный корпус бронетранспортёра сварен и зкатаных листов броневой стали. Лобовые детали имеют толщину 8-10 мм. Башня также имеет сварную конструкцию, в передней части толщина её брони составляет 6 мм. По сравнению с БТР-60ПБ высота корпуса и бронетранспортёра в целом уменьшена на 185 мм.
Важным новыми элементами конструкции корпуса стали два небольших нижних боковых люка, смонтированных по обе стороны корпуса между второй и третьей парами колёс. Люки предназначены ля скрытой посадки и спешивания десанта. Дополнительные люки имеются также в крыше десантного отделения.
Десантное отделение рассчитано на размещение шести мотострелков. Они распологаются на сиденьях лицом к бортам, что позволяет им вести стрельбу со своих мест. Для этого в бортах корпуса имеется шесть закрывающихся броневыми крышками амбразур. Для ведения наблюдения за полем боя в десантном отделении с каждого борта установлено по одному прибору ТНП-Б. Ещё один десантник располагается в передней части корпуса, по другую сторону от него находится стрелок пулемётной установки.
Бронетранспортёр БТР-70 имеет то же вооружение, что и БТР-60ПБ: в бронированной башне кругового вращения установлены 14,5-мм пулемёт КПВТ и 7,62-мм пулемёт ПКТ. Был разработан опытный образец БТР-70 с автоматическим гранатомётом АГ-17, смонтированном на башне, но серийно эта модель не выпускалась.
БТР-70 имеет силовую установку повышенной мощности. В моторно-трансмиссонном отделении в кормовой части корпуса на общей раме установлено два V-образных восьмицилиндровых карбюраторных двигателя ГАЗ-49Б мощностью 120 л.с. каждый. Для улучшения циркуляции охлаждающей жидкости установлен ручной насос. Охлаждение масла производится в двух радиаторах и теплообменниках. Применение работающих на бензине карбюраторных двигателей сопряжено с повышенной пожароопасностью. Для её снижения топливыные баки расположены в изолированных отсеках, бронетранспортёр оборудован также автоматической противопожарной системой. Имеется система отключения силовой передачи от двигателя с места механика-водителя, которая позволяет при выходе из строя одного двигателя быстро отключить его и продолжать движение на другом, исправном.
Как и у БТР-60ПБ, ходовая часть выполнена по колёсной формулей 8х8. Управляемыми являются первые две пары колёс, при этом минимальный радиус поворота составляет 12,6 м. Подвеска торсионная, колёса с разъёмным ободом, шины бескамерные, сверхнизкого давления, размером 13,00х18". Имеется система централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Наличие в этой системе мощных компрессоров позволяет не только регулировать давление в шинах в зависимости от условий движения, но и компенсировать потерю давления при простреле шины.
При движении по шоссе бронетранспортёр БТР-70 развивает максимальную скорость 80 км/час. Он обладает очень высокой проходимостью по пересечённой местности. Бронетранспортёр плавает со скоростью 9-10 км/час, которая обеспечиватся двухступенчатым водомётным движетелем. Запас хода на плаву составляет 12 часов.
При разработке БТР-70 большое внимание было уделено его оборудования для ведения действий в условиях применения ядерного оружия и других средств массового поражения. На нём размещены фильтровентиляционная установка в составе нагнетателя-сепаратора и фильтра-поглотителя, прибор радиационной разведки ДП-3Б, войсковой прибор химической разведки ВПХР и комплект для специальной обработки.
В состав оборудования БТР-70 входят: радиостанция Р-123М, танковое переговорное устройство, отопитель, лебёдка для самовытаскивания с тяговым усилием 6000 кгс и буксирные приспособления.
Общие характеристики:
Название - БТР-70
Код - объект 750
Разработчик - КБ Горьковского автомобильного завода
Изготовитель - Горьковский автомобильный завод
Дата принятия на вооружение - 21 августа 1972 г.
Производство - серия с 1976 г.
Колёсная формула - 8 х 8
Экипаж, чел. - 3
Десант, чел. - 7
Бронирование – противопульное
Массо-габаритные характеристики:
Масса, т - 11.5
Удельное давление на грунт, кг/кв.см - 1.05 - 2.21
Длина, мм - 7535
Ширина, мм - 2790
Высота, мм - 2235
Дорожный просвет, мм – 475
Вооружение:
Вооружение - 14.5-мм пулемет КПВТ, спаренный 7.62-мм пулемет ПКТ
Боекомплект - 500 патронов 14.5-мм, 2000 патронов 7.62-мм
Стабилизатор орудия - нет
Прицел - ПП-61АМ
ИК-прожектор – нет
Оборудование:
Средства постановки дымовых завес - ТДА, 6 х 902В
Радиостанция – Р-123М
Двигатель, ходовая часть и динамические характеристики:
Двигатель - 2 х ГАЗ-49Б (карбюраторные бензиновые)
Мощность двигателя, кВт (л.с.) - 2 х 88 (2 х 120)
Удельная мощность, л.с./т - 20
Максимальная скорость, км/ч - на суше - 80, на плаву - 10
Запас хода, км - 400 - 600
Запас топлива, л - основной - 290, дополнительный – 120
Проходимость и преодоление препятствий:
Преодолеваемый подъём, град. - 30°
Допустимый крен, град. - 25°
Ширина преодолеваемого рва, м - 2
Высота преодолеваемой стенки, м - 0.6
Глубина преодолеваемого брода, м - плавает