С момента зарождения воздушно-десантных войск мысль конструкторов занимала проблема создания для них эффективного вооружения и военной техники. Опыт второй мировой войны показал, что «крылатая пехота» по своей защищенности, огневой мощи и подвижности не должна уступать пехоте наземной. Однако решение этой проблемы в первые годы создания воздушно-десантных войск сдерживалось уровней развития военно-транспортной авиации, как средства их доставки к месту высадки. С появлением специально созданных военно-транспортных самолетов Ан-8 и АН-12 и новых направлений развития военно-теоретической мысли, возросшими возможностями промышленности появились материально-технические предпосылки для создания образцов вооружения и техники, способных десантироваться не только посадочным, но и парашютным способами.
Работы по созданию первой в мире БМД были начаты конструкторским бюро Волгоградского тракторного завода в 1965 году. Конструкторам предстояло создать высокоскоростную, легкобронированную, гусеничную, плавающую, авиадесантируемую боевую машину с боевыми возможностями сухопутной БМП-1. В 1969 году такая машина была создана, принята на вооружение Советской Армии и запущена в серийное производство на Волгоградском тракторном заводе под обозначением БМД-1. В настоящее время, кроме воздушно-десантных войск России и некоторых других стран СНГ, эта машина состоит на вооружении Индии и Ирака.
БМД построена по классической для танков, но необычной для боевых машин пехоты конструктивной схеме: боевое отделение находится в средней части корпуса, а моторно-трансмиссионное — в кормовой. Корпус сварен из относительно тонких броневых плит — впервые в практике советского машиностроения была применена алюминиевая броня. Это позволило значительно облегчить машину, но за счет защищенности заброневого пространства.
Броня защищает экипаж только от огня стрелкового оружия калибра 7,62 мм и осколков снарядов. Верхняя лобовая плита очень сильно отклонена от вертикали — на 78", зато угол наклона нижней значительно меньше и составляет всего 50". Такое решение продиктовано стремлением увеличить объем внутреннего пространства, а также плавучесть машины. Волноотражательный щиток, лежащий при движении по суше на передней лобовой плите, служит дополнительной защитой.
В передней части корпуса по оси машины расположено рабочее место механика-водителя. Для входа и выхода из машины он имеет индивидуальный люк, крышка которого приподнимается и сдвигается вправо. В процессе вождения машины механик-водитель может наблюдать за местностью в секторе 60° с помощью трех перископов. Слева от механика-водителя располагается место командира БМД, который попадает в машину и выходит из нее также через свой люк. Для наблюдения за местностью он располагает оптическим прибором кругового обзора и одним перископом. Связь с вышестоящим командованием поддерживается с помощью радиостанции Р-123.
С правой стороны от механика-водителя находится место стрелка, который обслуживает два пулемета калибра 7,62 мм, установленных в шаровых установках по обе стороны носовой части БМД и по этой причине имеющих ограниченные углы обстрела.
В средней части корпуса размещается боевое отделение с одноместной башней. Башня изготавливается комбинированным способом: основная ее часть выполняется методом литья, после чего к ней привариваются остальные фрагменты. Внутри башни размещается сиденье наводчика. Он обслуживает полуавтоматическую гладкоствольную пушку 2А28 калибра 73 мм и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ПКТ. Боекомплект к пушке — 40 выстрелов находятся в магазине, расположенном по окружности башни, как и в БМП-1. Стрельба из пушки ведется кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. Поскольку одним из важнейших требовании к машине был ее малый вес, конструкторам пришлось упростить (по сравнению с БМП) автомат заряжания. Транспортер доставлял снаряд выбранный наводчиком в точку заряжания после чего наводчик должен был вручную перенести его и вставить в казенник. Одновременное решение таких задач как поиск целей наведение орудия его заряжание и ведение огня проблема довольно сложная для одного человека поэтому психофизические данные наводчика заметно ухудшались в зависимости от продолжительности ведения боевых действии и количества произведенных выстрелов. Вооружение башни дополняла пусковая установка для запуска противотанковых управляемых реактивных снарядов 9М14М "Малютка". Помимо одного ПТУРСа на пусковой установке в машине перевозились еще два. Пусковая установка ПТУРСы приборы управления и наконец способ их установки на БМД точно такие же как и на БМП
Как и на БМП-1 вооружение башни не стабилизировано. Наведение в горизонтальной и вертикальной плоскостях осуществляется с помощью полностью электрических приводов. В случае их выхода из строя наводчик может использовать ручной привод.
Для наблюдения за местностью и ведения огня наводчик имеет в своем распоряжении монокулярный перископический прицел-дальномер 1ПН22М1. Окно этого прибора расположено с левой стороны башни перед люком наводчика. Прицел-дальномер может работать в двух режимах дневном и ночном. Ведение наблюдения в темное время суток обеспечивает активный прибор ночного видения (прожектор находится на башне справа от пушки). В зависимости от погодных условии максимальный предел видимости колеблется от 400 м до 900 м. В окуляре нанесена шкала дальномера базой для которой принята высота цели равная 27м.
Непосредственно за башней предусмотрены места для трех десантников. Двое обслуживают ручной противотанковый гранатомет РПГ-7, третий вооружен своим штатным оружием — 7,62-мм автоматом АКМ. В бортах и крышке кормового люка расположены три перископа и три шаровые установки для ведения огня из личного оружия боевого расчета.
В кормовой части корпуса размещается моторно-трансмиссионное отделение в котором установлен шестицилиндровый четырехтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения 5Д20 развивающий мощность 176 кВт при 2600 об/мин. Принимая во внимание небольшую массу машины — 6700 кг — это дает очень высокое значение удельной мощности двигателя — 26 3 кВт/т что в свою очередь позволяет развивать максимальную скорость более 60 км/ч.
Двигатель сблокирован с трансмиссией которая состоит из однодискового фрикциона сухого трения пятискоростной коробки передач (одна передача заднего хода) двух бортовых фрикционов с тормозами и двух одноступенчатых планетарных бортовых передач. Все эти узлы составляют единый силовой блок. Кроме того в моторно-трансмиссионном отделении установлены редукторы приводящие в действие водометные движители.
Над коробкой передач помещен радиатор системы охлаждения двигателя. Циркуляция воздуха через радиатор обеспечивается благодаря жалюзи в верхней плите корпуса. По обе стороны от воздухозаборника на крыльях машины установлены два дополнительных топливных бака.
В состав ходовой части БМД применительно к одному борту входят пять обрезиненных сдвоенных ребристых опорных катков выполненных из легкого сплава. Роль эластичных элементов подвески выполняют гидропневматические узлы объединенные в единую систему. В качестве упругого элемента в них используется сжатый азот усилие на который передается через слои жидкости. Гидропневматическая подвеска сложнее торсионной, но имеет более выгодные характеристики по упругости в широком диапазоне нагрузок. К тому же она сочетает функции упругой рессоры гидравлического амортизатора гасящего колебания корпуса и устройства изменения клиренса машины от 100 до 450 мм. Это позволяет уменьшить общую высоту машины при остановке и движении по ровной дороге вывешивать ее при установке на десантную платформу уменьшать выступающую ходовую часть при движении на плаву.
Все элементы подвески и регулировки клиренса расположены внутри корпуса. Натяжные колеса размещаются в передней части корпуса. Изменение натяжения гусениц производится с помощью гидравлического привода. Процессом натяжения и ослабления гусениц управляет механик-водитель БМД со своего места не покидая машины. На БМД применяются мелкозвенчатые гусеницы у которых соседние траки соединяются между собой посредством общих пальцев. В средней части траков на их внутренней поверхности имеются направляющие гребни. Верхние ветви гусениц опираются на четыре поддерживающих ролика причем два из них (средние) расположены снаружи от гребней, а крайние — за ними. Гусеничный ход не прикрыт защитными экранами.
БМД способна вплавь преодолевать водные преграды. Движение по воде осуществляется за счет водометных движителей, расположенных в моторно-трансмиссионном отделении. Водометы смонтированы в туннелях, входные отверстия которых устроены в днище машины, а выходные — в ее корме. Входные и выходные отверстия закрываются специальными сдвижными заслонками, выполняющими функции как защиты, так и рулевого управления при плавании. Закрытие заслонок одного из водометов приводит к повороту машины БМД отлично держится на воде, обладая при этом хорошей скоростью плавания — до 10 км/ч — и маневренностью. Во время плавания в передней части корпуса поднимается волноотражательный щиток, препятствующий заливанию водой переда машины.
В состав дополнительного оборудования, которым оснащена БМД, входят фильтровентиляционная установка, автоматическая система пожаротушения, а также дымообразующая аппаратура. Кроме того, на БМД установлен радиомаяк, сигналы которого указывают членам экипажа местонахождение машины, сброшенной на парашютной системе с транспортного самолета. Все десантники-члены экипажа, сброшенные с парашютами отдельно от БМД, имеют радиодатчики, принимающие сигналы маяка. Это существенно облегчает и ускоряет поиск машины, что зачастую бывает довольно сложной задачей.
Для обеспечения внешней связи на боевой машине десанта установлена радиостанция Р-123М. Связь внутри машины обеспечивает танковое переговорное устройство Р-124.
Удачные конструктивные решения, заложенные при создании БМД-1, позволили использовать ее в качестве базовой машины при разработке других образцов вооружения для воздушно-десантных войск. В 1971 году на базе БМД-1 создана командирская боевая машина десанта БМД-1К. В этой машине в отличие от БМД-1 были установлены две радиостанции и бензоэлектрический агрегат для автономного энергопитания.
В 1974 году на вооружение воздушно-десантных войск принимается гусеничный бронетранспортер БТР-Д, созданный на узлах и агрегатах БМД-1. Он отличался от БМД-1 удлиненным почти на 400 мм корпусом, наличием дополнительной пары опорных катков и отсутствием башни с вооружением. Вооружение БТР-Д зависело от его предназначения, однако, чаще всего оно состояло из двух 7,62-мм пулеметов, установленных в носу машины, автоматического 30-мм гранатомета АГС-17, одного-двух автоматов и четырех дымовых гранатометов. БТР-Д использовались в качестве машин управления, артиллерийских тягачей и вспомогательных машин (например, санитарно-эвакуационных и связи). Постоянный экипаж БТР-Д состоял из трех человек, в десантном отделении размещались десять солдат.
По мере накопления опыта эксплуатации на БМД-1 проводились различные конструктивные доработки, направленные на повышение надежности работы ходовой части, силовой установки и трансмиссии. Велась работа и по повышению боевых характеристик БМД-1 В 1978 году на вооружение принимаются модернизированные образцы БМД-1П и БМД-1ПК. Эти машины были оборудованы пусковыми установками для запуска управляемых реактивных снарядов 9М113 «Конкурс» и 9М111 «Фагот».
В 1979 году на базе БТР-Д был создан бронетранспортер БТР-РД, оборудованный противотанковыми комплексами «Фагот». Он поступил на вооружение противотанковых подразделений воздушно-десантных войск. Позднее на базе БТР-Д были созданы БТР-ЗД для перевозки расчетов зенитно-ракетных комплексов, специальные машины связи, санитарный вариант БТР-Д и бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Д.
В начале 80-х годов начался серийный выпуск самоходного миномета «Нона-СВ», базой для которого также послужил БТР-Д. В средней части корпуса размещается башня кругового вращения с установленным в ней 120-мм нарезным минометом, заряжающимся с казенной части. Дальность стрельбы самоходного миномета составляет почти 9 км. В вертикальной плоскости ствол миномета наводится от -4° до +80°. Возимый боекомплект состоит из 60 осколочно-фугасных, кумулятивных, зажигательных, дымовых и осветительных выстрелов. Экипаж машины состоит из четырех человек командира, наводчика, заряжающего и механика-водителя.
Боевая масса, т 7,5
Экипаж, чел 2+5
Габаритные размеры, мм
длина 5400
ширина 2630
высота 1620-1970
клиренс 100-450
Бронирование противопульное
Вооружение 73 мм пушка 2А28, три 7,62-мм пулемет ПКТ, ПТУР 9М14М «Малютка»
Боекомплект 40 выстрелов, 3 ПТУР, 4000 патронов
Двигатель 5Д 20, б цилиндровый, 4 тактный дизель жидкостного охлаждения, мощность 176 кВт при 2600 об/мин
Удельная мощность двигателя, кВт/т 26,3
Удельное давление на грунт, Мпа 0,061
Максимальная скорость, км/ч
по шоссе 60 на плаву 9- 10
Запас хода по шоссе, км 500
Запас топлива, л 300
Преодолеваемые препятствий
подъем, град 32
высота стенки, м 0,7
ширина рва, м 2,0
глубина брода, м плавает