Эксплуатация боевых машин десанта БМД-1 в подразделениях ВДВ, а также опыт их боевого применения в горных районах Афганистана выявили ряд серьезных недостатков: · малую дальность эффективной стрельбы;
· низкую точность стрельбы (особенно на ходу);
· ограниченный угол наведения пушки в вертикальной плоскости;
· слабое бронирование;
· неудовлетворительную подвижность.
Некоторые недостатки устранялись в процессе серийного производства БМД: изменения затронули ходовую часть, корпус, фильтровентиляционную установку. Однако предметом особого внимания конструкторов стало вооружение машины. В связи с этим в начале 80-х годов конструкторским бюро Волгоградского тракторного завода под руководством А. Шабалина были начаты работы по созданию боевой машины десанта с новым основным вооружением. В 1985 году новая боевая машина десанта была принята на вооружение воздушно-десантных войск под обозначением БМД-2 и запущена в серийное производство на Волгоградском тракторном заводе.
Основным отличием новой боевой машины десанта от БМД-1 являются новый комплекс вооружения, по своему составу идентичный комплексу вооружения БМП-2: автоматическая 30-мм пушка 2А42, 7,62-мм пулемет ПКТ и пусковая установка для запуска противотанковых управляемых ракет 9М113 и 9М111. Кроме того, сохранены и имеющиеся на БМД-1 два 7,62-мм курсовых пулемета ПКТ.
Наибольшие трудности возникли из-за того, что смонтировать на БМД-2 стандартную двухместную башню с вооружением от БМП-2 не представлялось возможным из-за малых размеров боевого отделения машины. Поэтому пришлось разработать новую башню меньших размеров, в которой оборудовано место только для наводчика-оператора. Башня кругового вращения обеспечивает наведение вооружения в вертикальной плоскости в диапазоне углов до +75°. Это позволяет поражать не только наземные, но и малоскоростные воздушные цели. При этом, благодаря наличию двухплоскостного стабилизатора вооружения, ведение прицельной стрельбы возможно и во время движения машины. Возможности борьбы с воздушными целями расширены также за счет включения в состав вооружения, перевозимого в боевом отделении машины, зенитных ракетных комплексов «Стрела-2» или «Игла».
Для эффективного использования установленного на боевой машине десанта БМД-2 нового комплекса вооружения в башне для наводчика-оператора смонтирован усовершенствованный комбинированный прицел с дневным и ночным каналами БПК-1-42. Имеются также приборы ночного видения у командира и механика-водителя, поворотные перископические приборы наблюдения на местах пулеметчиков и в крышке десантного люка. Пушка 2А42 имеет приличную дальность эффективного огня — от 2500 до 4000 м — и скорострельность до 500 выстрелов в минуту.
Для борьбы с бронированными целями БМД-2 оборудована также пусковой установкой для запуска управляемых реактивных снарядов 9М113 «Конкурс» и 9М111 «Фагот». Чтобы поразить цель, наводчику достаточно держать ее в окуляре прицела. Для удаленной стрельбы пусковую установку можно демонтировать и установить на выносной треноге в отдалении от машины.
Модернизация практически не затронула бронированный корпус, силовую установку, трансмиссию и ходовую часть базовой машины. Благодаря значительному резерву мощности двигателя, БМД-2 с увеличившейся до 8 т боевой массой имеет такую же подвижность и проходимость, что и БМД-1. Как и ее предшественница, она способна преодолевать водные преграды вплавь.
Как и БМД-1, боевая машина десанта БМД-2 может транспортироваться по воздуху в грузовых кабинах военно-транспортных самолетов и вертолетов. Для десантирования БМД-2 парашютным способом применяются парашютные платформы П-7 и П-16 с многокупольными парашютными системами. Могут использоваться также разработанные в последнее время парашютно-реактивные системы типа ПРСМ-925, которые позволяют десантировать БМД-2 с самолета Ил-76 с высоты 500—1500 метров.
БМД-2 имеет такие же средства радиосвязи и специальное оборудование, как и БМД-1. Наряду с линейным образцом был создан и командирский вариант этой машины. В целом БМД-2 можно рассматривать как глубокую модернизацию боевой машины десанта БМД-1, которая почти два десятилетия составляла основу бронетанкового вооружения и техники воздушно-десантных войск.
Боевая масса, т 8,0
Экипаж, чел. 2+5
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед 5400
ширина 2630
высота до крыши башни 1620-1970
клиренс 100-450
Бронирование противопульное
Вооружение: 30-мм автоматическая пушка 2А42; Зх7,62-мм пулемета ПКТ; ПТРК 9М113 «Конкурс» или 9М111 «Фагот»
Боекомплект: 300 выстрелов, 2940 патронов, 3 ПТУР
Двигатель 5Д-20,6-цилиндровый, 4-тактный дизель жидкостного охлаждения, мощность 176 кВт при 2600 об/мин
Удельная мощность двигателя, кВт/т 23,5
Удельное давление на грунт, Мпа 0,057
Максимальная скорость, км/ч:
по шоссе 60
на плаву 9—10
Запас хода по шоссе, км 500
Запас топлива, л 300
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 0,8
ширина рва, м 1,6
глубина брода, м плавает